На протяжении долгого времени специалисты и любители искусства задавались вопросом, кем были девушки, которых изображал на своих полотнах Ян Вермеер. Самая большая в истории выставка работ художника, которая проходит в амстердамском Рейксмузеуме, всколыхнула интерес к его биографии и творчеству. Так, в сети набирает популярность теория о дочери Вермеера Марии, которая была натурщицей и настоящим автором некоторых приписываемых ее отцу работ.
Впервые теорию высказал американский историк искусства Бенджамин Бинсток. В своей монографии «Семейные тайны Вермеера», вышедшей в 2008 году, он объявил, что обнаружил существование ранее неизвестной художницы Марии Вермеер. Бинсток приписал ей 7 из порядка 35 работ, автором которых считается Ян Вермеер. Также искусствовед назвал Марию наиболее вероятной моделью для «Девушки с жемчужной сережкой».
Ян Вермеер. «Девушка с жемчужной сережкой» © Mauritshuis, The Hague
Коллеги Бинстока раскритиковали исследование – отчасти это объясняется скандальной репутацией искусствоведа, который в открытую подвергал сомнению давно принятые атрибуции и факты. О монографии забыли и вспомнили лишь в конце прошлого года, после опубликования заключений экспертов, изучавших работы Вермеера из американских коллекций перед отправкой в Европу. Некоторые из них совпали с теорией Бинстока 15-летней давности.
Бинсток утверждал, что выявил хронологические и стилистические несоответствия в общепринятой каталогизации его работ.
Ян Вермеер родился в 1632. В 1654 году родилась Мария, первая из 11 его выживших детей. В возрасте около 12 лет дочь, предположительно, стала главной натурщицей отца, заменив свою мать Катарину.
Большинство работ Вермеера имеют широкий диапазон возможных лет создания. Немного иначе датируя картины делфтского мастера, Бинсток идентифицирует в героинях полотен постоянно беременную Катарину, маленькую Марию и еще одну дочь, Элизабет.
В 1664 году Вермеер начал писать на открытом воздухе и вернулся в студию в 1666-м. Тогда же на его картинах появляется новая фигура. Связывая предполагаемые даты написания полотен с возрастом Марии, Бинсток называет ее натурщицей для «Девушки с жемчужным ожерельем», «Аллегории живописи» и «Девушки с жемчужной сережкой».
Далее теория Бинстока все более расходится с принятой в искусствоведческих кругах. Он утверждает, что с конца 1660-х Мария помогает отцу в мастерской и со временем сама увлекается живописью. Первыми работами начинающей художницы Бинсток считает автопортреты «Девушка с флейтой» и «Девушка в красной шляпе». Они единственные во всем каноне Вермеера написаны на деревянных панелях. У обеих картин нет фиксированной даты создания, и Бинсток выбрал 1672 год, что соответствует поздним подростковым годам Марии. Также ученый приписал ей «Портрет молодой девушки» из коллекции музея Метрополитен, картины «Прерванный урок музыки» и «Хозяйка и служанка», хранящиеся в фондах Коллекции Фрика (Нью-Йорк), и «Девушку за вёрджинелом» из Лейденской коллекции. В отношении последней авторство Вермеера долго находилось под сомнением и подтвердилось только после того, как выяснилось, что картина написана на холсте из того же рулона, что и «Кружевница».
Ян Вермеер. «Девушка в красной шляпе» © National Gallery of Art, Washington, D.C.
В прошлом году пресс-служба Национальной галереи искусств в Вашингтоне объявила, что «Девушка с флейтой» была написана не Вермеером, а одним из его учеников или даже родственников. Теория Бинстока говорит о том же. Отсутствие сведений о художнице Марии Вермеер он объясняет тем, что в то время членов гильдии не обязывали регистрировать своих детей в качестве учеников.
Возможной причиной, по которой Мария перестала писать картины после смерти отца в 1675 году, могла быть ее свадьба в 1674-м и отъезд из родительского дома.
В конце марта специалисты обсудят последние технические и искусствоведческие исследования работ делфтского мастера на двухдневном семинаре в Амстердаме.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал