Одно из старейших английских дизайн-агентств Design Research Unit (DRU) полностью переформатировало работу для ответа на вопрос, как будет выглядеть пространство после COVID-19. «По нашему мнению, наибольшие изменения коснутся рабочего места. Мы видели большой спрос на коворкинги, но теперь будут ли компании хотеть помещать свою команду в одном месте, где они тесно перемешаны с другими?»— приводит The Guardian слова Скотта Броунинга, исполнительного директора входящей в DRU компании Scott Brownrigg. Он отметил, изменения коснутся плотности людей в офисах, а также вентиляционной системы и большего доступа свежего воздуха из открытых окон.
Компания Zaha Hadid Architects в настоящий момент уже проектирует офис будущего для компании по управлению отходами Bee’ah в Шардже, ОАЭ, здание, которое можно назвать отвечающим принципам времени после коронавируса. Основная задача дизайнеров — сократить до минимума необходимость прикасаться к предметам. Например, строение будет оснащено «бесконтактными коридорами», и сотрудникам не придется прикасаться к поверхностям, когда они перемещаются по офису. Лифтом можно будет управлять со смартфона — как снаружи, так и внутри. Двери будут открываться автоматически благодаря сенсорам и системе распознавания лиц.
Глава аналитики Zaha Hadid Architects Аржун Кэйкер обсудил тенденции в офисных зданиях. «Считаю, мы увидим более широкие коридоры и дверные проемы, больше делений между департаментами и гораздо больше лестниц. До сих пор все было о том, чтобы сломать барьеры между командами, но я не думаю, что пространства будут и дальше так сильно объединять»,— считает Кэйкер, который ранее в течение 10 лет возглавлял команду по рабочим пространствам в Foster and Partners и оказал влияние на облик гигантского головного офиса Apple и Bloomberg. Мебель тоже может измениться, отмечает он: «Офисные столы в течение времени стали гораздо меньше, с 1,8 м до 1,6 м, а теперь и до современных 1,4 м и менее, но мы, думаю, увидим перемену и в этом, люди больше не захотят сидеть так близко».
Также Кэйкер предполагает, что может быть документально закреплено минимальное пространство, занимаемое одним человеком в офисе, и сокращено максимально допустимое число людей в лифте. Все это окажет большой эффект на высотное строительство. «Возведение небоскребов станет более дорогим, а сами они менее эффективными. Это сделает их менее экономически привлекательными»,— говорит эксперт.
В быстром распространении инфекции обвиняют также и большую плотность людей в городах. Сейчас идеальный момент задуматься о децентрализации, считает Вутер Ванстифоут, профессор дизайна и политики в Делфтском техническом университете в Нидерландах.
Эпидемии на протяжении веков влияли на облик города. Так было с холерой и созданием централизованной канализации и современной системы дорог. Бубонная чума, разразившаяся в Китае в 1855 году, изменила абсолютно все — начиная с водостока, заканчивая конструкции порогов и фундаментов, которые защищали бы от крыс. Белоснежно чистые вкусы модернизма были отчасти результатом туберкулеза, который лечили в санаториях с белыми стенами и стерильными ваннами.
Однако Кристос Линтерис, медицинский антрополог в Университете Сэнт-Эндрюс и соавтор книги «Чума и город», утверждает, что этот коронавирус не повлияет на современный стиль жизни. По его мнению, эта единичная эпидемия не способна оказать существенное влияние, для этого болезнь должна возвращаться снова и снова.