Сотрудники Королевского института культурного наследия Бельгии представили новую информацию о создании Гентского алтаря, створчатого полиптиха с изображением сцены поклонения Агнцу из Откровения Иоанна Богослова. Ученые подтвердили версию о том, что Хуберт ван Эйк (ок.1370–1426) внес большой вклад в создание одного из самых известных произведений фламандской живописи, приписываемого его более известному младшему брату Яну (ок.1395–1441).
В 1823 году в нижней части рамы с обратной стороны алтаря было обнаружено четверостишие. В нем говорилось, что работу над произведением искусства по заказу Йоса Вейдта начал Хуберт ван Эйк, «самый знаменитый из известных художников», а закончил – Ян ван Эйк, «который был вторым в искусстве». Также сообщалось, что алтарь был завершен 6 мая 1432 года. Ни о каких других произведениях старшего из братьев ван Эйков неизвестно. Долгое время подлинность надписи и даже само существование Хуберта ставились под сомнение.
Алтарь реставрируется с 2012 года, сначала ученые восстановили его внешние панели, а затем занялись внутренними панелями нижнего регистра. В 2020 году ученые подтвердили, что надпись на раме оригинальна и соответствует времени создания алтаря, а также тот факт, что Хуберт ван Эйк действительно работал над ним. Именно Хуберт писал Мистического Агнца и, как предполагалось ранее, выстраивал композицию произведения.
Новые исследования позволяют утверждать, что Хуберт был ответственен за подмалевок – изобразил небо, холмистый пейзаж на горизонте, луг и другие элементы; а позже Ян добавил узнаваемые мотивы, такие как башня Утрехтского собора и церковь Богоматери в Брюгге. Некоторые фигуры людей, нарисованные братом, Ян оставил нетронутыми, другие дописал сам.
В заявлении специалистов говорится, что находка «открывает дверь в новую главу в изучении ранней фламандской живописи и поиске других работ Хуберта ван Эйка». Также Хуберта называют «недостающим звеном» между доэйковской живописью и радикально новаторской техникой его младшего брата Яна.
Итоги работы реставраторов собраны в новой книге «Гентский алтарь. Исследование и сохранение нижнего регистра». Полученные результаты станут отправной точкой в изучении верхнего регистра алтаря, которое должно начаться в 2022 году.
С марта 2021 года алтарь находится в часовне кафедрального собора святого Бавона в бельгийском Генте. Полиптих, различные части которого за прошедшие 600 лет похищали десятки раз, помещен в ультрасовременную витрину с климат-контролем и пуленепробиваемым стеклом.
Источник: The Art Newspaper
Подписывайтесь на наш Telegram-канал