Утерянную картину Хелен Сондерс обнаружили под портретом работы Уиндема Льюиса

Считавшаяся утраченной более века работа английской абстракционистки Хелен Сондерс (1885–1963) обнаружилась под верхним слоем картины ее современника. По одной из версий, Уиндем Льюис (1882-1957), идеолог такого направления английского авангарда, как вортицизм, записал оригинал авторства коллеги-художницы «в приступе досады».

Открытие сделали студентки лондонского Института искусства Курто, исследовавшие написанную в 1921 году картину Уиндема Льюиса «Праксителла». Неровная текстура портрета Айрис Барри, кинокритика и возлюбленной художника, а также красный цвет, который можно было увидеть сквозь трещины в верхнем слое, натолкнули их на мысль, что картина написана поверх другой работы.

При помощи рентгеновских снимков и других технологий визуализации под портретом обнаружилась перевернутая абстрактная композиция, которую в конце концов удалось идентифицировать как считавшуюся утраченной картину «Атлантик-сити» (ок. 1915) Хелен Сондерс. Черно-белый снимок этой предположительно выполненной в ярких цветах работы с фрагментированным изображением современного мегаполиса появлялся в авангардном журнале Blast, который вортицисты издавали перед Первой мировой войной.

Основанный Уиндемом Льюисом в 1914 году вортицизм просуществовал всего несколько лет. Это близкое в кубизму и футуризму направление английского авангардного литературного и изобразительного искусства, название которого происходит из утверждения итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств.

К быстрому упадку вортицизма привело отсутствие спроса на столь радикальное искусство. Интерес к нему возрос только недавно, после выставки, проведенной Британской галереей Тейт в 2011 году. 

К числу представителей движения относились художники Дэвид Бомберг, Анри Годье-Бжеска, Уильям Робертс, Эдуард Уодсворт, а также поэты Эзра Паунд и Томас Элиот. Хелен Сондерс и Джессика Дисморр были единственными художницами, присоединившимися в вортицистам. Творчество обеих оставалось в тени работ коллег-мужчин. Известно, что изначально добрые дружеские отношения Сондерс и Льюиса прекратились после окончания Первой мировой войны, – отсюда возникла теория о том, почему художник написал портрет поверх более ранней работы своей коллеги. До сих пор считалось, что все работы Сондерс того периода безвозвратно утеряны.

С 14 октября 2022-го по 12 февраля 2023 года Галерея рисунков Гилберта и Ильдико Батлер при Институте искусства Курто проведет первую за более чем четверть века выставку работ Хелен Сондерс. Вместе с 18 рисунками ее авторства, подаренными галерее родственницей художницы, посетители также увидят «Праксителлу» Уиндема Льюиса.

Источник: The Guardian

Подписывайтесь на наш Telegram-канал