Считавшаяся утраченной более века работа английской абстракционистки Хелен Сондерс (1885–1963) обнаружилась под верхним слоем картины ее современника. По одной из версий, Уиндем Льюис (1882-1957), идеолог такого направления английского авангарда, как вортицизм, записал оригинал авторства коллеги-художницы «в приступе досады».
Открытие сделали студентки лондонского Института искусства Курто, исследовавшие написанную в 1921 году картину Уиндема Льюиса «Праксителла». Неровная текстура портрета Айрис Барри, кинокритика и возлюбленной художника, а также красный цвет, который можно было увидеть сквозь трещины в верхнем слое, натолкнули их на мысль, что картина написана поверх другой работы.
При помощи рентгеновских снимков и других технологий визуализации под портретом обнаружилась перевернутая абстрактная композиция, которую в конце концов удалось идентифицировать как считавшуюся утраченной картину «Атлантик-сити» (ок. 1915) Хелен Сондерс. Черно-белый снимок этой предположительно выполненной в ярких цветах работы с фрагментированным изображением современного мегаполиса появлялся в авангардном журнале Blast, который вортицисты издавали перед Первой мировой войной.
Основанный Уиндемом Льюисом в 1914 году вортицизм просуществовал всего несколько лет. Это близкое в кубизму и футуризму направление английского авангардного литературного и изобразительного искусства, название которого происходит из утверждения итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств.
К быстрому упадку вортицизма привело отсутствие спроса на столь радикальное искусство. Интерес к нему возрос только недавно, после выставки, проведенной Британской галереей Тейт в 2011 году.
К числу представителей движения относились художники Дэвид Бомберг, Анри Годье-Бжеска, Уильям Робертс, Эдуард Уодсворт, а также поэты Эзра Паунд и Томас Элиот. Хелен Сондерс и Джессика Дисморр были единственными художницами, присоединившимися в вортицистам. Творчество обеих оставалось в тени работ коллег-мужчин. Известно, что изначально добрые дружеские отношения Сондерс и Льюиса прекратились после окончания Первой мировой войны, – отсюда возникла теория о том, почему художник написал портрет поверх более ранней работы своей коллеги. До сих пор считалось, что все работы Сондерс того периода безвозвратно утеряны.
С 14 октября 2022-го по 12 февраля 2023 года Галерея рисунков Гилберта и Ильдико Батлер при Институте искусства Курто проведет первую за более чем четверть века выставку работ Хелен Сондерс. Вместе с 18 рисунками ее авторства, подаренными галерее родственницей художницы, посетители также увидят «Праксителлу» Уиндема Льюиса.
Источник: The Guardian
Подписывайтесь на наш Telegram-канал