В безымянном рисунке опознали набросок Микеланджело к потолочным фрескам Сикстинской капеллы

Выполненный красным мелом безымянный рисунок XVI века с изображением обнаженного мужчины, сражающегося со змеями, оказался наброском Микеланджело к одному из фрагментов потолочной росписи Сикстинской капеллы. К такому заключению пришла группа ученых во главе с Полом Иоаннидесом, почетным профессором истории искусств Кембриджского университета и одним из ведущих специалистов по творчеству итальянского мастера.

Рисунок оказался связан с персонажем евангельского сюжета «Поклонение медному змию». Приблизительная датировка — 1512 год — совпадает с завершительным этапом работы Микеланджело над потолочными фресками Сикстинской капеллы (1508-1512). Схожесть мужских фигур обнаруживается при повороте наброска на 90 градусов по часовой стрелке.

Фотографию рисунка размером около 16×19 сантиметров Иоаннидесу направил через посредника анонимный европейский коллекционер. В 2014 году он приобрел его как работу Россо Фьорентино (1495-1540), одного из ведущих представителей маньеризма и последователя Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Иоаннидес утверждает, что сталкивался с наброском ранее. Много лет назад он видел его черно-белое фото плохого качества в библиотеке Института искусств Курто в Лондоне. Еще тогда он мысленно отметил рисунок как «представляющий интерес» и наконец получил возможность изучить его.

Оказалось, что на наброске сохранились пометки его предыдущих владельцев — коллекционеров и знатоков творчества Микеланджело Джона Чарльза Робинсона и Чемберса Холла.

Ценность открытия заключается в том, что это один из немногих сохранившихся рисунков Микеланджело. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари писал, что незадолго до смерти Микеланджело сжег большую часть своих рисунков, набросков и картонов.

Кроме того, в исследовании отмечается отсутствие у итальянского мастера заботы о точности человеческой анатомии — это почти невозможная физически поза, и неправдоподобные бедро и позвоночник. Вазари также писал, что Микеланджело больше думал о выражении динамики, а не об анатомической точности.

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты