Версия полиции: Украденные работы Ван Гога и Халса хотели выменять на помилование для мафии

В голландском Барне задержан предполагаемый похититель картин «Пасторский сад в Нюэнене весной» Винсента Ван Гога и «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» Франса Халса на сумму более €20 млн. Им оказался 58-летний местный житель. Сообщается, что обнаружить произведения искусства при обыске не удалось, их поиски продолжатся далее.

Работа Винсента Ван Гога «Пасторский сад в Нюэнене весной», или «Весенний сад», была написана в 1884 году и на сегодняшний день оценивается в €6 млн. На ней изображен сад при церкви, где отец художника некоторое время служил викарием. В марте прошлого года картину похитили из закрытого на карантин музея Зингера в городе Ларен на северо-востоке страны. Единственную работу Ван Гога из своей коллекции музею Зингера предоставил во временное пользование Гронингенский музей. Похищение произошло в 167-ю годовщину со дня рождения художника, что еще больше разозлило руководство музеев. Похититель прибыл на мотоцикле и с помощью кувалды разбил стеклянную входную дверь музея. Спустя два месяца нидерландский детектив Артур Бранд, занимающийся поиском произведений искусства, получил от информатора два снимка картины. Бранд тогда заявил, что фотографии «Весеннего сада» со свежей царапиной в нижней части картины «циркулировали в преступных кругах».

В конце августа 2020 года воры выломали заднюю дверь и проникли в частный музей Хофье ван Арден в голландском городе Лердам. Оттуда похитители вынесли картину «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» (1626), чья стоимость оценивается в €15 млн. Этот музей также был закрыт для посещения из-за пандемии. Примечательно, что картину Франса Халса из него украли уже в третий раз. В 1988 и 2011 годах вместе с ней воровали «Лесной пейзаж с цветущей бузиной» Якоба ван Рейсдала. Впоследствии обе картины переместили в отдельный зал, попасть в который можно только в сопровождении сотрудника музея. Преступление было совершено в годовщину смерти Франса Халса, знаменитого голландского мастера бытового жанра.

Артур Бранд связывает обе кражи с заказами мафии — полотна приобретают преступники, которые затем возвращают их в обмен на смягчение приговоров.

Источник: The Guardian