Необычный крой, сложные фактуры, сюрреалистические аксессуары и нескучные отсылки к 1980-м — французская столица подтверждает статус главного модного города. Специально для DEL’ARTE Magazine историк моды Марина Скульская выбрала на свой вкус самые интересные показы с Недели моды в Париже, куда вошли Balenciaga, Loewe, Balmain, Saint Laurent и другие.
Balenciaga
В Париже довольно сложно выбрать только 7 лучших показов. Коллекция Демны Гвасалии — это фактически три шоу в одном: Balenciaga весна-лето 2022, красная дорожка для моделей и звезд первой величины и еще премьера искрометной серии «Симпсонов», в которой эксцентричный дизайнер перевозит жителей Спрингфилда в Париж для участия в показе Дома в качестве моделей. Герои блестяще справляются с задачей, и даже Гомер, поглощающий улиток вместе с панцирями, выглядит весьма элегантно в красном пуховике-оверсайз на подиуме.
Гвасалия продолжил тему недавней кутюрной коллекции в нескольких вечерних нарядах: гротескно-пышное платье на огромном кринолине, затем изящный ворох кружева со шлейфом, далее многослойная туника из мятой металлизированной ткани, худи с пышной юбкой-колоколом в пайетках и фирменное бюстье с сапогами-штанами. Основу образов составили характерные хиты Демны: гигантские пиджаки с трениками и кожаными остроносыми сапогами-чулками, трикотажные объемные двойки, брюки, надетые поверх потрепанных джинсов, и побитые молью джемперы с откидными рукавами, соединенные с блестящими кожаными юбками. В этом месте (в мультфильме) Анна Винтур роняет драгоценную слезу, которая падает в заранее приготовленный ее ассистентом флакон с надписью «№9».
Loewe
Показ Джонатана Андерсона, скорее всего, станет самым запоминающимся и обсуждаемым в этом сезоне. Невероятные авангардные формы, материи и сочетания фактур, смесь цирковой клоунады, мишурной роскоши кабаре, холодного футуризма и еще изящные отсылки к драматичным полотнам Понтормо, основателя маньеризма. Ренессансные драпировки Андерсон нашивает на облегающие туники-холсты, а от старинных свободных плащей оставляет только жесткие накидки на плечи с торчащими «крыльями».
Трикотажные платья в пол дизайнер снабжает прозрачными «окнами», открывающими грудь моделей, а расшитые блестками разноцветные комбинации — оригинальными круглыми вырезами, обнажающими ноги. Часть луков украшают блестящие «кирасы» различных форм, часть держится на специальных каркасах, торчащих из-под обтягивающих фигуру нарядов. Жакеты и плащи дизайнер предлагает носить задом-наперед, а леггинсы — с элегантно «протертыми» до дыр коленками.
Еще один авангардный штрих: босоножки на каблуках в форме розы и разбитого яйца.
Balmain
Десять лет служения культу знаменитого Дома Balmain Оливье Рустен отметил небольшой капсульной коллекцией — квинтэссенцией собственного стиля — в конце большого шоу, открытого для широкой публики. Более шести тысяч поклонников бренда аплодировали звездам показа, среди которых были Наоми Кемпбелл, Бейонсе и Карла Бруни, настоящие фанаты творчества Рустена.
Подавляющее большинство образов были призваны подчеркнуть красоту, грацию и сексуальность женского тела. Оливье создал множество черно-белых вариаций корсетов, кроп-топов, мини-юбок, брюк с предельно низкой посадкой, туник с разнообразными вырезами и разрезами, которые держались, казалось, на честном слове. Другая часть коллекции, напротив, представляла объемные вещи, спадающие с плеч, многослойные наряды, косухи со съемными полами, как у фраков, и широкие штаны. В этом блоке акцент был сделан на драпировках, золотых нитях и цепях.
Saint Laurent
Энтони Ваккарелло отпраздновал возвращение к публичным показам, устроив шоу с видом на Эйфелеву башню, как до пандемии. Ночной подиум с водопадом, специально сконструированным для финала, освещали тысячи огней. Героиней коллекции на этот раз стала легенда моды — Палома Пикассо. Ее стильные минималистичные черные платья и костюмы, оттененные кроваво-красными помадой и длинными перчатками с крупными украшениями, читались почти в каждом луке. И подчеркнутые плечи в сочетании с тонкой талией — Ваккарелло заметил, что устал от бесформенных жакетов оверсайз, которыми заполнен инстаграм.
Еще одна яркая деталь — сумочки-конверты, небрежно заткнутые за пояса брюк: так обращалась Палома с театральными программками.
Rochas
Шарль де Вильморен, молодой гений высокой моды, представил первую коллекцию для старинного французского Дома и, как следовало ожидать, не просто смахнул пыль с антикварной мебели, но устроил грандиозную перестановку. Шарль обыграл стиль ар-деко, время основания Rochas, в ультрасовременном ключе. Для строгих платьев прямого кроя он использовал натуральную кожу различных оттенков и блестящее многоцветное ламе, инкрустацию и спортивные кулиски — для создания различных объемов. Любимая в эпоху 1920-х бахрома превратилась в шифоновые разнокалиберные оборки, также подвижные, легкие, которыми дизайнер украсил джемперы, платья и невероятные сапожки с широкими раструбами в духе ботфортов мушкетеров XVII века.
Во втором блоке Вильморен сделал акцент на психоделических рисунках из собственной коллекции от кутюр, а в третьем попрактиковался в актуальной деконструкции.
Botter
Рушеми Боттер и Лизи Херребрух в 2018 году стали лауреатами престижной французской премии в Йере и сразу же получили приглашение возглавить знаменитый Дом Nina Ricci. Дизайнеры обосновались в Париже, но не изменили новаторскому, прогрессивному взгляду на моду. В их произведениях по-прежнему много авангардных форм и деталей, а также отсылок к актуальным эко-темам. В этом сезоне дуэт призывает обратить внимание на проблему загрязнения мирового океана, используя маски аквалангистов вместо очков, рыболовецкие сети в качестве украшений костюмов, переработанный пластик и все оттенки синего.
Необычный и весьма практичный элемент коллекции — зонтик, который Рушеми и Лизи предлагают носить в качестве головного убора.
Marine Serre
Молодая дизайнер-футурист представила неожиданно домашнюю, тёплую, уютную коллекцию. Марин перекроила белые льняные кухонные полотенца с вышивкой, чтобы сконструировать пальто, костюмы и юбки-передники с запахом. Пестрые банные полотенца и винтажный деним пошли на наряды в стиле 1960-х и 1970-х. В основе 90% луков — стоковые и переработанные материалы. Дань актуальной теме устойчивого развития — украшения из столовых приборов: серьги-вилки, подвески-ложки.
Часть образов Серр создала из кружевного трикотажа и натуральной кожи, с которой любит работать. Характерны для почерка авангардистки и пестрые тотал-луки из фрагментов различных тканей.