Историк моды Марина Скульская: «Радикальная платформа»

Специально для DEL’ARTE Magazine историк моды Марина Скульская рассказывает о древнегреческих котурнах, французских средневековых «галошах» и венецианских «чопинах», которые вдохновляют дизайнеров мира на создание современной обуви, поднимающей нас на божественный пьедестал.

Парфюмерный сосуд в виде обуви на платформе с надписью — именем владельца «Hekataios», I в. до н.э., Метрополитен-Музей. Туфли, Moschino, весна-лето 2020

Впервые обувь на платформе надели трагические актеры примерно в середине V века до н.э. Эсхил, реформатор древнегреческого театра, решил создать на сцене образы, максимально приближенные, по его представлениям, к богам и героям: длинные роскошные одеяния в пол, «постаменты» около двадцати сантиметров высотой, огромные выразительные маски, покрытые изнутри металлом для усиления звука. Использовались и мягкие подкладки для увеличения плеч и груди, а также деревянные удлинители для рук.

Витторе Карпаччо. «Две венецианские дамы», 1496-1498, из собрания Фонда Городских музеев Венеции (Музей Коррера), слева — высокие красные «чопины». Туфли, Victor, 1940, дизайнер Seymour Troy, Метрополитен-музей.

Более скромные вариации на тему сценических платформ вскоре были освоены гетерами и целомудренными девушками, недовольными своим ростом. Воины в Древнем Риме укрепляли подошвы своих «калиг» гвоздями (на обуви ручной работы и в наши дни мастера выставляют напоказ несколько блестящих «шляпок»), а женщины легкого поведения использовали гвозди для создания рекламных слоганов на подошве своих сандалий, оставлявших отпечаток на песке, вроде «следуй за мной».

Куртизанка с клиентом, лист из книги «Album Amicorum Моисея Уоленса из Колони, содержащий заметки, множество рисунков и гербов», 1605-1615, Национальная библиотека Великобритании. Итальянские «чопины», 1590–1610, Метрополитен-музей.

Шляпки гвоздей уже в качестве украшений для обуви стали использовать в Венеции в XVI веке, когда мода на высокие деревянные платформы причудливых форм была на самом пике. Босоножки «чопины» обтягивали дорогим бархатом и парчой, украшали драгоценным кружевом, лентами, каменьями и бахромой. Гамлет в знаменитой трагедии Шекспира обращается к одной из актрис бродячего театра (пер. Б. Пастернака): «Царица небесная, вы на целый венецианский каблук залетели в небо с нашей последней встречи!»

Туфли, украшенные «заклепками», Versace, весна-лето 2020, ДЛТ. «Чопины», Венеция, 1550–1650, шелк, золотое кружево, дерево, гвозди, Метрополитен-музей.

Куртизанки заказывали туфли на платформе, достигавшей порой пятидесяти сантиметров. Возвышаясь над обычными благородными дамами, они в то же время демонстрировали свою хрупкость: без посторонней помощи передвигаться на таких ходулях было невозможно. С тех пор высокий каблук в сочетании с платформой прочно закреплен за профессией падших женщин и стриптизерш, хотя дизайнеры то и дело покушаются на соблазнительную спецодежду и вводят ее в моду.

Итальянские «чопины», 1600, Метрополитен-музей. Сапожки, Dries Van Noten, весна-лето 2020, ДЛТ

В середине XIV века был придуман более практичный вариант обуви на платформе — простая деревянная колодка и кожаные ремни, позволявшие спасти изящные туфли-тапочки из мягкой разноцветной кожи от уличной грязи. Французы называли их galoche — «галош». Их потомки из резины, появившиеся в 1831 году, также были призваны защищать стильную обувь и, как и средневековые галоши, должны были легко сниматься и надеваться.

Gucci, пре-коллекция, 2020. Босоножки, Salvatore Ferragamo, 1938, Метрополитен-музей.

В конце 1930-х годов платформы и танкетки возродил гений обувного дизайна Сальваторе Феррагамо, автор знаменитых «балеток» Одри Хепберн и женственных «лодочек» Мэрилин Монро. Обувь Salvatore Ferragamo обожали звезды Голливуда и простые смертные, поскольку мастера всегда интересовал не только оригинальный дизайн, но и банальный комфорт. Феррагамо специально изучал анатомию для того, чтобы создавать невероятные и при этом удобные модели.

Босоножки, Saint Laurent, весна-лето 2020, ДЛТ. Босоножки, Mary Poppins, 1973, Метрополитен-музей.

Обувь на платформе пережила еще два грандиозных взлета в ХХ столетии: в середине 1940-х и в 1970-х (первые модели стали появляться в 1967). Сплошную платформу и изогнутую линию танкетки сменили конструкции из широкого каблука и толстой подошвы. В эпоху хиппи на небольшую высоту в пять-семь сантиметров поднимались и мужчины.

Vivienne Westwood, осень-зима 2020/21. Наоми Кэмпбелл на показе Vivienne Westwood, Anglomania, осень-зима 1993/94.

В 1993 году в коллекции Anglomania Вивьен Вествуд представила туфли на платформе и каблуках высотой двадцать пять сантиметров. Наоми Кэмпбелл не смогла удержаться на них и упала на подиуме. Тем не менее, Vivienne Westwood каждый сезон выпускает легендарную модель и различные ее варианты. Недавно Наоми и Вивьен встретились и обсудили событие, вошедшее в историю моды. Дизайнер заверила красавицу, что она — само совершенство, и ее падение было изящным. Супермодель же рассказала, что ей пришлось отказывать многим модельерам, предлагавшим за большие деньги красиво растянуться на полу во время их шоу. Профессиональным моделям и модникам-любителям высоких платформ Наоми посоветовала следующее: «если вы упали, поднимайтесь и идите дальше как ни в чем не бывало — дело не в обуви, а в силе духа!»

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты