Модельер Таня Котегова: «Мелькающие тренды в моде всегда менее важны, чем критерии стиля»

Почему фрак сексуальнее мини-платья? Что лучше вдохновляет: прогулка или поэзия? Стоит ли покупать ткани онлайн и возможно ли истинное гендерное равенство? Специально для DEL’ARTE Magazine историк моды Марина Скульская встретилась с главой старейшего петербургского модного Дома Tanya Kotegova, чтобы получить ответы на эти и другие актуальные вопросы.

ЛЮБОВЬ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОДЕ

Коллекция Дома Tanya Kotegova осень-зима 2019/20 © фото Александра Насонова

Вы с гордостью констатируете: «У меня одеваются личности». Какие женщины, какие характеры Вам близки?

Как правило, клиентки нашего модного Дома становятся моими добрыми друзьями. Я помогаю создавать неповторимый образ, и этот творческий процесс невозможен без абсолютного доверия. Это очень важный аспект работы, если его нет — ничего хорошего не получится. Наши мастера — специалисты высочайшего класса, большинство из них более двадцати лет в моей команде. Мы работаем с лучшими тканями мира и для нас не существует понятия второстепенных деталей. Каждый стежок и образ в целом должны быть совершенными. Поэтому наши клиентки, как правило, это состоявшиеся личности. Они могут заниматься бизнесом, выступать на сцене, воспитывать дома детей, но всех их объединяет любовь к интеллектуальной моде.

Кажется, Вы всегда были такой: безупречно-стильной, предельно-элегантной, а что Вам нравилось носить в юности? Бунтовали ли Вы против советской серости?

Все, кто в советское время занимались моделированием и индивидуальным изготовлением одежды, значительно отличались от тех, кто вынужден был носить так называемую массовую одежду. Это не было бунтарством. Просто хороший вкус, чувство стиля и умение создать такую одежду собственными руками невольно превращали вас в образец для подражания. Таких людей было немного, единицы, и я была в их числе благодаря постоянному совершенствованию в этой сложной и прекрасной профессии.

Коллекция Дома Tanya Kotegova осень-зима 2019/20 © фото Александра Насонова

Как изменилась мода с 1991 года, когда открылся Ваш Дом?

Сегодня модные тенденции меняются как минимум дважды в год, поэтому путем простых арифметических действий мы приходим к цифре 60 — именно столько раз стилисты предлагали «новые» тренды. Почему я иронично говорю «новые»? Потому, что новизны в таком количестве быть не может. Конечно, периодически — каждые 6-8 лет — мода меняется, и каждые 25-30 лет отчасти повторяется. Так что накануне 30-летия нашего модного Дома нам улыбается ретроспектива… А если серьезно, то мелькающие тренды в моде для меня всегда менее важны, чем критерии стиля.

Изменились ли Ваши клиенты за эти тридцать лет? Изменилось ли отношение к авторским вещам?

Большинство клиентов остались верны стилю и атмосфере нашего модного Дома. Многие приводят ко мне своих подруг и даже взрослых дочерей.

ВДОХНОВЕНИЕ В ЭПОХЕ

Коллекция Дома Tanya Kotegova осень-зима 2019/20 © фото Александра Насонова

Ваши творения вне времени, но всегда с изящным оттенком ретро. Какие эпохи Вас вдохновляют и почему?

Многие модели, созданные мной в разные годы, на самом деле «вне времени», они не ассоциируются с каким-то конкретным десятилетием. Это и есть секрет искусства создания костюма. А по ощущению художественного стиля мне наиболее близки эпохи ар-нуво и ар-деко. Я люблю живопись этого времени, графику, архитектуру, мебель, ювелирные украшения, фильмы, поэзию и, конечно, моду.

В Вашей одежде легко представить себя героиней какого-то черно-белого фильма. Какие кинокартины повлияли на Вас? Какие Вы часто пересматриваете?

Мне очень близки фильмы «золотого века» Голливуда. Почти все ленты с участием Греты Гарбо, Марлен Дитрих, Клодетт Кольбер, Ингрид Бергман. Эксцентричную комедию «Ниночка» с Гретой Гарбо в главной роли могу пересматривать бесконечно, она для меня как антидепрессант.

Настоящего творца вдохновляет все, что он видит, слышит, чувствует. Какие Ваши любимые источники вдохновения: живопись, музыка, путешествия?

Когда создаешь коллекцию моделей, вдохновляешься самыми разными вещами: от прочитанной книги до неспешной прогулки по набережным Невы. Невозможно перечислить и вспомнить все, что меня вдохновляет. Путешествие, балет, выставка, музыка, эпоха серебряного века, декадентство, роскошный ар-деко. Могу добавить поэзию символистов, великолепную камерную графику модерна, изысканный кованый орнамент архитектурных сооружений и многое другое. Разнообразие исторических художественных стилей в искусстве и далекие экзотические культуры всегда привлекали меня и были мощным импульсом для работы. Где бы я ни была, мои мысли находятся в постоянном творческом настрое.

Коллекция Дома Tanya Kotegova осень-зима 2019/20 © фото Александра Насонова

Что первично для Вас: образ или ткань?

Модель создается из ткани, поэтому для модельера первична, конечно же, ткань. Мировые тенденции в текстиле (а шире — в материалах) опережают тренды в силуэтах, покрое и формах как минимум на один год. Этот факт надо обязательно учитывать. Безусловно, имея неограниченный бюджет, можно создавать образы моделей и затем индивидуально заказывать для них ткань. Не будем рассуждать о цене такой модели.

Вы всегда сами выбираете ткани, детали отделки, аксессуары, ездите на закупки, не доверяете интернету. Почему?

Интернету можно доверять, но неоднократно проверять… У меня нет времени на эти неинтересные процедуры. Поэтому я всегда лично выбираю ткани и дополнения. Кроме карантинного периода я с определенной периодичностью посещала итальянские, английские и французские мануфактуры. Ткань необходимо тактильно ощутить, почувствовать, как она драпируется или, наоборот, структурно держит форму, интернет здесь помочь не может. От того, как ведет себя ткань при пошиве, зависит конечный результат.

Какова роль аксессуаров в создании образа?

Чем более демократичной становится мода, тем большую роль в создании образа начинают играть аксессуары. Геометрические формы кроя, приверженность определенной цветовой гамме, минимализм декора — все это весьма способствует тщательному выбору обуви, перчаток, украшений. Коллекция одежды — это единый художественный образ. Обувь, аксессуары, ювелирные украшения — это завершающие штрихи, и иногда именно они придают облику индивидуальность и неповторимое очарование. Поэтому украшения к моделям я подбираю, как правило, уникальные, часто это произведения прикладного искусства, винтажные или антикварные раритеты.

НЕНАВЯЗЧИВАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Коллекция Дома Tanya Kotegova осень-зима 2019/20 © фото Александра Насонова

Как долго рождается новая коллекция?

Коллекция, с одной стороны, создается по плану, ведь есть сезонные сроки, а с другой — рождается постоянно, днем и ночью, на работе и дома, в поездках и даже во время болезни. Ежегодно наш модный Дом проводит как минимум два профессиональных показа новых коллекций согласно мировому модному календарю с приглашением профессиональной прессы и специалистов в области моды. Рrêt-à-porter de Luxe в нашем случае ближе к кутюру как по уникальности используемых материалов, так и по качеству исполнения. Не только одежда, но и обувь и аксессуары должны быть высочайшего класса. Об этом всегда следует помнить, как создавая коллекции, так и работая с индивидуальными клиентами.

Сколько эскизов превращаются в готовые наряды?

Никогда не проводила подобную статистику. Готовые модели — это не количество эскизов, это, скорее, количество дней, а иногда недель, которые уходят на поиски главного правильного решения. Это образы, которые рождаются в голове бессонными ночами и в мелькании каждодневных дел. Как их можно сосчитать, если они создаются не только на бумаге?…

У Вас много потрясающих вариаций на тему фрака, чем этот фасон Вас привлекает? Не связан ли он с образом Марлен Дитрих?

Марлен Дитрих в 1930-е годы носила фрак мужского покроя и это было восхитительно: таким образом ее обаяние и сексуальность только усиливались. А вот в 1967 году Ив Сен-Лоран создал женский смокинг, который до сих пор является неотъемлемым предметом в дамском гардеробе. В своих коллекциях я часто представляю дамские стилизованные фраки и смокинги.

Коллекция Дома Tanya Kotegova осень-зима 2019/20 © фото Александра Насонова

Создаете ли Вы костюмы для мужчин?

Нет, профессионально я не занимаюсь мужской модой. Это совсем другой мир. И пусть сегодня все говорят о гендерном равенстве во всем, я против такого подхода. Хотя очень часто предпочитаю мужские элементы в дамской моде, но это совсем другая «игра». Таким приемом я подчеркиваю сексуальность женского образа.

В ваших коллекциях всегда есть провокационные модели: например, с разрезами на спине и розовой подкладкой, или с откровенным декольте из прозрачной ткани… Что для Вас в наряде передает сексуальность, что делает женщину привлекательной?

Женщина должна нести в своем облике загадку. Сексуальность в костюме, по моему глубокому убеждению, не должна быть навязчивой. Это всегда деталь, намек, нюанс… Поэтому в моих моделях, как правило, нет длины «мини» и облегающих силуэтов. Как сказал великий Армани: «Сексуальность женщины — это ее ум». То есть соблазнять и флиртовать надо с умом…

О чем Ваша новая коллекция, над которой Вы сейчас работаете?

Прошедший 2020 год оставил после себя разнообразные настроения. Многие люди пересмотрели свои взгляды, манеры, привычки. Я, как художник костюма, чувствую, что индивидуальность и уникальность каждого человека возводится сегодня на пьедестал. Это и есть суть нашей работы. Многие сегодня понимают, что разумное потребление в сфере моды — самый верный шаг навстречу позитивным переменам. Модели нашего модного Дома всегда соответствовали этому актуальному тренду: высокое качество материалов, удобные формы, современные конструкции, ручной труд, уникальные аксессуары. Это самое главное. Что касается стиля — поговорим, когда коллекция увидит свет!

Другие Новости