Нерушимая мода от Сесила Битона на фотовыставке в Эрмитаже

Специально для DEL’ARTE Magazine историк моды Марина Скульская побывала на открывшейся в Главном штабе Эрмитажа первой в России ретроспективе Сесила Битона, фотографа, более пятидесяти лет создававшего оригинальные образы звезд кино, литературы, искусства, балета и высшего света.

Модной фотографии уже более ста лет, но это искусство все еще новое, молодое и незнакомое для России. В таком контексте ретроспектива Сесила Битона, одного из основоположников жанра, первооткрывателя множества приемов, которыми пользуются современные фэшн-фотографы, приобретает значение важного культурного события.

Автопортрет. 1930-е годы © Condé Nast

И профессионалы, и любители фотографии с легкостью перебросят мостики от работ, украшающих сегодняшние глянцевые журналы, к произведениям прославленного мастера. Скажем, идея умножения одинаковых предметов в кадре стала одним из фирменных приемов Тима Уокера, знаменитого фотографа-сказочника. Портреты, составленные из нескольких снимков героя в различных позах в свое время любил создавать Ричард Аведон, а сегодня это узнаваемый — уже цифровой — прием звездного дуэта Инез ван Ламсвеерде и Винуд Матадин.

«Девушки — мыльная пена». Барбара Битон, Ванда Бэйль-Гамильтон и леди Пулетт на Балу оживших картин, 1930 © Condé Nast

Битон, знаток и поклонник изобразительного искусства, переносил лучшие идеи живописцев прошлого и настоящего на фотопленку. Самые знаменитые, уникальные его работы созданы в духе модного и скандального в 1930-х годах сюрреализма. К примеру, Эльза Скиапарелли позирует с баранками у московского почтового ящика (1935), Сальвадор Дали со шпагой в руках охраняет Галу в фехтовальной маске (1936), роковая красавица княжна Наталья Палей снята на фоне металлического пружинного остова матраса (1934), модели на камерной театральной сцене изображают марионеток (1936), из шляпной коробки появляется голова в модной шляпке от Suzy (1934), наконец, фотография «Девушки — мыльная пена» (1930), где три молодые светские львицы утопают в гигантских шарах, обернутых в пластик. Здесь можно заметить, что Сесил определял элегантность так: «Вода и мыло».

Модель в белой панаме от Suzy, 1934 © Condé Nast

На выставке всего несколько цветных работ и все они связаны с провокативным искусством. Это модели от Трайна-Норелла (1949) на фоне «Джаза» Анри Матисса (крупный горох на платьях перекликается с геометрическими формами на полотне), девушка у картины Джексона Поллока (голубое бальное платье от Irene вступает в диалог с мазками художника) и еще «Модный этюд» (1960) с моделью в ярко-желтом прямоугольном платье на фоне разноцветных прямоугольных же конструкций в духе Мондриана.

Княжна Наталья Павловна Палей, 1934 © Condé Nast

Битон считал удачный портрет «инсценированным апофеозом», и стремление создавать нечто совершенно неординарное не покидало его, даже когда речь шла о съемке простых смертных. Фотографии военных лет, героями которых становились манекенщицы, курсантки, офицеры, американские солдаты в мастерской Пикассо, вызывают такой же восторг, как и снимки Марлен Дитрих, Сомерсета Моэма, Мерилин Монро, Юбера Живанши, Коко Шанель. Одна из самых известных работ эпохи — «Мода нерушима» (1941): дама в изящном костюме и элегантной шляпке на фоне разрушенного бомбежкой дома. Власти Великобритании призывали женщин выглядеть стильно и не забывать пользоваться косметикой — чтобы поддерживать оптимистичный настрой в обществе. «Я хотел бы запечатлеть каждую элегантную даму, — писал Битон, — стирающую следы губной помады со своих зубов».

«Мода нерушима», 1941. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Большая часть выставки посвящена русскому балету: это редкие снимки танцовщиков и балерин, портреты Баланчина, Карсавиной, Нуреева, Мясина, Плисецкой. Кураторам были интересны и рабочие материалы Битона — серии контрольных отпечатков с авторскими пометками-«галочками», автопортреты фотографа и знаменитый снимок, сделанный Полом Танкереем в 1937 году, где Сесил Битон позирует в костюме, украшенном десятком фотографий с его изображением. Почти каждую работу сопровождают комментарии кураторов и цитаты из обширного литературного наследия фотографа. Для названия выставки выбрана фраза Битона, ставшая крылатой: «Действительно модно то, что находится за пределами моды»

Фотовыставка «Сесил Битон и культ звёзд» проходит в Главной штабе Эрмитажа с 9 декабря 2020 по 14 марта 2021 года.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты