Скафандр «от кутюр»: история моды на космос в СССР и на Западе

Прошло шестьдесят лет после легендарного первого полета человека — Юрия Гагарина — в космос, а звездное небо все так же манит и завораживает, в том числе и дизайнеров мира. Специально для DEL’ARTE Magazine историк моды Марина Скульская рассказывает о вечном космическом тренде и его истоках. 

Balmain, осень-зима 2021/22

Невероятная слава Юрия Гагарина и необычайная популярность темы покорения космоса не сразу нашли отражение в моде. Вячеслав Зайцев рисовал девушек в маленьких платьях-трапециях и в шапочках, похожих на шлемофоны, еще в 1963, но большинство его авангардных идей, принятых с восторгом во Франции, так и оставались эскизами на родине даже после того, как в 1965 году модельер занял пост художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту. Дома Моделей, также как и киностудии, закупали иностранные журналы мод с официального разрешения властей, но экспериментальные творения талантливых мастеров никогда не тиражировались, их возили на международные фестивали, демонстрировали в Домах Культуры, публиковали фото с показов в журналах, но примерить их могли только профессиональные модели и звезды эстрады и кино.

Вячеслав Зайцев и манекенщица Регина Збарская. 1966 год

Pierre Cardin. Ансамбль «Космический день», 1967, Музей Виктории и Альберта, Лондон

В СССР моды не было. Тем не менее, широкие массы узнавали о стильных «западных» новшествах — в кинотеатрах, во время просмотра зарубежного фильма, часто прибывавшего к нам через несколько лет после премьеры. Стиль Space Age, или «космической эры», возник не в нашей стране, а во Франции, и его авторами стали два гения — Пьер Карден и Андре Курреж. Оба кутюрье обратились за вдохновением к русскому искусству авангарда 1920–1930-х годов, к работам Экстер, Поповой, Степановой. Минимализм, простота кроя, геометрический орнамент, воспринимавшиеся как эксцентричные в эпоху ар-деко, к середине 1960-х не потеряли своей остроты и были с восторгом приняты молодежью.

Костюм от Courrèges, журнал Out, 1965

Актриса Александра Хохлова в блузе и юбке от Ламановой, ок. 1924

Карден превращал шлемы в головные уборы, а советские женщины довольствовалось традиционными скромными платками с актуальным рисунком в крупный горох.

Pierre Cardin, 1960-е

Кадр из фильма «Берегись автомобиля», 1966

Своеобразным продолжением этой моды стали гигантские начесы. Сложную укладку делали в парикмахерской и дома — фиксируя объем с помощью пива и подслащённой сахаром водой.

Кадр из фильма «Шербургские зонтики», 1964

Светлана Моргунова в «Голубом огоньке», 1965

В СССР с благоговением относились к командирским часам, выпускались даже кожаные ремешки с миниатюрной фотографией Гагарина. Такие аксессуары с гордостью носили и девушки, — это были первые проблески моды на унисекс.

Командирские часы «Восток» с ремешком «Гагарин», 1960-е

Елена Скульская в мужских часах с широким ремешком, 1969

Находились отчаянные сорвиголовы, заказывавшие у портних брюки, — вещь доселе невиданную. В это время в Париже владельцы фешенебельных заведений объявили смокингам Ива Сен-Лорана бойкот, и в нашей стране штаны на девушках вызывали недоумение, смех, ужас. У Довлатова в «Записных книжках» есть  рассказ о председателе ленинградского радиокомитета Филиппове, запретившем сотрудницам приходить на работу в брюках. На собрании женщины возмущались: «Но это же мода такая! Это скромная, хорошая мода! Брюки, если разобраться, гораздо скромнее юбок. А главное — это мода…» Филиппов встал и коротко объявил: «Нет такой моды!».

Елена Скульская в брюках кремового цвета, 1969

«Тройка» в стиле 1940-х, Yves Saint Laurent, 1966

Новый футуризм был озадачен не только формой, но и содержанием: за рубежом одежду шили из винила, пластика, бумаги. Шерсть и хлопок считались устаревшими материалами, но воздухонепроницаемая синтетика вроде нейлона, кримплена и дакрона заставляла трепетать сердце каждого. Тонкие непромокаемые плащи-болонья, воспетые Высоцким, были отдельной запредельной мечтой советских граждан и носились круглый год поверх любых платьев и костюмов. Металлизированные ткани доходили до СССР в виде блесток, серебряной бахромы и люрекса.

В следующем сезоне осени-зимы 2021/22 дизайнеры вновь обращаются к моде 1960-х и к теме космоса, в частности. В тренде металлизированные ткани, золотые и серебряные нити, блеск мишуры, сияние сапожек, которые смотрелись бы органично в любом фантастическом блокбастере.

Шоу Pierre Cardin, 1968

Dolce and Gabbana, осень-зима 2021/22

Balenciaga превратили верхнюю часть скафандра в пуховик, Dolce and Gabbana соединили штаны пилотов с корсетами на шнуровке, а Оливье Рустен, креативный директор Balmain, устроил показ на двух площадках: на крыле винтажного самолета  Air France 777 и в цифровом формате — на подиуме, соединявшем Землю и Луну.

Balenciaga, осень-зима 2021/22

Balmain, осень-зима 2021/22

Красочная коллекция обыгрывает тему самых разных путешествий. Это и ностальгия по прошлой жизни, и попытка заглянуть в ближайшее будущее, где границы снова будут открыты. Сумки у Рустена превращаются в подушки-воротники, униформа летчиков — в стильные ультрасовременные «двойки», а подвески на браслетах подражают чемоданным биркам. Надписи жизнеутверждающие: «к Balmain», «к моей любви», «в бар», «домой». Когда-нибудь эти обозначения будут включать и уточнения — название планеты, орбитальной станции или даже галактики.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты