Черный тотал-лук и украшения с черепами неоднократно входили в моду — в XIV веке, во времена Шекспира, в Пушкинскую эпоху, на панковской волне в конце 1970-х, а также после выхода «Семейки Аддамс» и «Дракулы». Специально для DEL’ARTE Magazine историк моды Марина Скульская рассказывает об эволюции тренда и предлагает актуальные фэшн-ориентиры для предстоящей вечеринки в канун Дня Всех Святых.
Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы, ок. 1460. Alexander McQueen, весна-лето 2022
Черный цвет — один из самых многозначных в европейской культуре. Начиная с XIV века этот традиционный символ траура и монашеского отречения от мира прирастает новыми изящными смыслами. Юристы, банкиры и купцы, а затем короли и придворные облачаются в строгие черные одежды, окрашенные драгоценным чернильным орешком по новейшим технологиям. Черный выбирают меланхолики XVI столетия, поэты, художники и влюбленные, разлучить которых может только смерть.
Джон де Критс. Меланхолик с чёрным котом, 1603. Louis Vuitton, весна-лето 2022
Готические романы конца XVIII века, «Франкенштейн» Мэри Шелли (1818) и «Вампир» Джона Полидори (1819), личного врача Байрона, возрождают интерес к теме, который не угасает до сих пор. «Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, — описывает героя «Барышни-крестьянки» Пушкин (1829). — Первый говорил им об утраченных радостях, и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума».
Рене Теодор Бертон. Портрет Леди Морган, 1818. Saint Laurent, весна-лето 2022
К середине XIX века черный стал мужской униформой, и лорд Генри в «Портрете Дориана Грея» Уайльда (1890) замечает: «Современные костюмы безобразны, они угнетают своей мрачностью. В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока».
Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина, 1827. Givenchy, весна-лето 2022
Черные облачения Богоматери были весьма популярны у благородных дам, и в Германии, к примеру, именно в скромных черных нарядах, а не в белых, было принято венчаться в церкви. Черный предпочитали роковые красавицы русской литературы — Настасья Филипповна и Анна Каренина.
Николай Богданов-Бельский. Портрет Веры Комиссаржевской, 1910. Rick Owens, весна-лето 2022
Готический стиль — мощный источник вдохновения для современных гениев моды. Отсылки к нему можно проследить почти в каждой коллекции Александра Маккуина, Жана-Поля Готье, Джона Гальяно, Рика Оуэнса, Йоджи Ямамото. В сезоне весна-лето 2022 Alexander McQueen смешивает агрессивные панковские сюжеты с романтичными викторианскими: кожаные косухи, разрезы и молнии, вечерние наряды с подчеркнутым скелетом платья, рукава-буфы и пышные юбки, расшитые «драгоценностями».
Balenciaga, весна-лето 2022. Givenchy, сумочка-«Светильник Джека», весна-лето 2022
Louis Vuitton черпает вдохновение в роскошных французских костюмах XVII века: торжественные накидки без рукавов, гигантские отложные воротники с металлическими аппликациями, драматичное сочетание кожи, кружева и бархата. Rick Owens препарирует платья эпохи модерна и из осколков собирает футуристические доспехи. Героиня Saint Laurent — Палома Пикассо, женщина-вамп: черные платья в пол, костюмы-комбинезоны, откровенные декольте, кроваво-красные перчатки и помада цвета запекшейся крови.
Yohji Yamamoto, весна-лето 2022. Alexander McQueen, весна-лето 2022
Шоу весенне-летнего сезона 2022 полны цитат из разных романтических эпох далёкого и близкого прошлого, так что в этом году остро-модный наряд будет отлично смотреться на Хэллоуин и наоборот: костюм, специально купленный или сшитый для самой мрачной вечеринки года, может остаться в гардеробе и выполнять свои древнейшие функции — отпугивания смерти и всякой нечисти.