Эпатажный показ Balenciaga, летний песок под ногами на шоу Jacquemus, фантасмагоричная коллекция Iris van Herpen и другие незаурядные модные события — всё это пережили гости недели моды в Париже и за его пределами. Специально для DEL’ARTE Magazine Рената Аднабаева рассказывает о трех главных показах кутюрной недели и отмечает, как звук, цвет и место проведения шоу влияют на восприятие моды как искусства.
Неделя моды в Париже проходит четыре раза в год, на летней некоторые дизайнеры представляют коллекции, которые сразу же поступят в продажу, то есть для ближайшего сезона — осень 2022. Безусловно, основные акценты каждого шоу — сама коллекция, модели, их макияж и причёски — это те элементы, которые журналисты и журналистки всего мира обсуждают во всех форматах, в прямом эфире и для печатных изданий. Но что зачастую остаётся неизученным или даже «закулисным», так это внешняя обстановка, дизайн подиума и сцены, цветовое решение выбранной локации, а также музыкальное сопровождение. Учитывая, что мода сегодня — это искусство, которое напрямую связано с человеком и его телом, нельзя забывать о таких важных элементах показов, как оформление самого шоу.
Wassily Kandinsky Composition VIII (1923) © Photo: wassilykandinsky.net
Всемирно известный художник, абстракционист, который прожил практически три жизни — немецкую, французскую и русскую — и которого уже принято называть «мостом» между этими тремя странами, Василий Кандинский посвятил два своих значительных труда «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на прямой» синтезу музыки и цвета. Его теории цветоведения имеют определённое значение и в современной культуре. Поэтому своего рода гезамткунстверк (продукт искусства, который объединяет в себе сразу несколько сфер воздействия на человека) можно наблюдать и на показах высокой моды, сконцентрировав своё внимание на антураже: архитектуре, локациях, музыке. Также это позволяет гораздо глубже изучить мотивы коллекций и исследовать ту сферу искусства, которая напрямую связана с человеком и его телом. Главные шоу этой Недели Jacquemus, Iris van Herpen и Balenciaga не ограничились лишь подиумным показом коллекций, а создали целое пространство из музыки, света, природных элементов, подчеркивающих уникальность их работы.
Jacquemus
Локация: местность Камарг
Трек: John Surman – Portrait of a Romantic
Показ Симона Порта Жакмюса Le papier не входил в главную программу недели моды, однако совсем неслучайно был представлен прямо перед её началом.
Перемещение показа из тесного и душного летнего Парижа на природу уже стало, скорее, принятым обычаем, чем удивительной чертой дизайнера: событие всегда проходит на свежем воздухе, за городом, в окружении природных красот.
В этот раз выбор пал уже не на Гавайи (именно там прошёл предыдущий, закрытый показ Жакмюса Le splash в марте этого года), но на юг Франции. Местность Камарг, ландшафты которой напоминают совершенно другую реальность, очаровывают своими цветами и красками. Светлая песчаная почва и словно запланированное облачное небо повторяют оттенки, выбранные дизайнером для исполнения элементов одежды. Натуральные оттенки преобладают в новой «рэди-ту веар» (иными словами, не «высокая мода») коллекции. Первая часть образов свадебная — светлые, несимметричные, тонкие линии, кобальтовые брюки карго, жакеты и светлые рубашки. Вторая же часть коллекции более богата колористически — цвет красной глины, сафари-зеленый, кофейный коричневый, и шоколадный. Показ состоялся накануне выхода долгожданной коллекции-коллаборации Jacquemus х Nike, которая была раскуплена на сайте за считанные 30 минут с начала продаж. В лимитированной коллекции представлены спортивные топы (le brassière), худи (le hoodie), поло (le polo), кроссовки (humara), велосипедки (le short), панама (le bob), спортивная юбка (la jupe short) и два платья (la robe polo и la robe).
Iris van Herpen
Локация: кабаре «Элизе-Монмартр», 72 Blvd Marguerite de Rochechouart, 75018 Paris
Саунд директор: Salvador Breed
Звукорежиссер: Johnny Paradiso
Показ своей осенне-зимней кутюрной коллекции Iris van Herpen приурочили к 15-летнему юбилею существования модного дома.
Нежная воздушная органза, тонкие-многослойные-полупрозрачные ткани, фееричные головные уборы, футуристичные формы, переплетение множественных нитей и лент, использование материалов, имитирующих металлические элементы, невероятные текстуры и структуры — абсолютно узнаваемый почерк нидерландского модельера.
Модели словно сошли с другой планеты, чтобы продемонстрировать свою лёгкость и феминность.
Чёрный фон и нейтрального цвета подиум осуществляют контрастное восприятие всех элементов коллекции, но также немаловажную роль играет освещение, которое подсвечивает будто бы изнутри не только материалы и ткани, но и кожу моделей. Установленная в середине подиума светло-золотая композиция также не нарушает гармоничное восприятие образов, а лишь дополняет каждый из них.
Музыкальное сопровождение этого космического или даже эльфийского шоу — авторская композиция-микс, полностью поддерживающая весь концепт шоу, — симбиоз природного и технологичного, своего рода возврат к идеям «реформы жизни». У дома есть немало фанатов, которые часто появляются на красных дорожках в платьях бренда, среди них, например, канадская топ-модель Коко Роша, Марион Котийяр, Леди Гага и Мария Шарапова.
Balenciaga
Локация: Balenciaga Salons Couture, 10 Avenue George V, Paris VIII
Трек: BFRND – Love In E Minor (feat. Gustave Rudman)
Жемчужиной этой масштабной и эпатажной недели моды haute couture — по праву считается нашумевший показ Balenciaga, который обсудили практически все.
Показ этого модного дома — настоящий перформанс, в собственном бутике высокой моды на улице Георга V, в 8-м округе Парижа.
Креативный директор модного дома Balenciaga Демна Гвасалия удивил не только моделями в гладких черных монолитных масках, разработанных совместно с брендом Mercedes, но и приглашенными лицами, которые отлично разбавили колорит “безликих”. Среди таких, с безмасочным режимом, кроме Ким Кардашьян, Николь Кидман и Дуа Липы приглашенной моделью стала и Рената Литвинова, давняя поклонница всего, что делает Демна в модном доме. В последнем полнометражном фильме Ренаты, по одноименной постановке в МХТ им. Чехова — «Северный ветер» (2021), все платья главной героини Маргариты, которую исполняет Литвинова, дело рук Демны Гвасалия.
Музыкальное сопровождение 51-й коллекции высокой моды Balenciaga тоже было совершенно особенным: началось монологом о любви, конечно, на французском, а затем прозвучала очень тревожная композиция Love in E Minor by BFRND and Gustave Rudman.