«Цветное vs. чёрно-белое»: выставка лауреатов конкурса restore:digital art

Автор: Анна Матиец.

Недавно компания restore: совместно с галереей современного искусства Ruarts представила выставку лауреатов конкурса restore:digital art — «Цветное vs. чёрно-белое». Специально для DEL’ARTE Magazine VR-художница и искусствовед Анна Матиец посетила выставку и рассказала, что удалось воплотить, а что вызывает противоречивые впечатления. 

 На протяжении восьми лет бренд restore: проводит конкурс restore:digital art, поддерживающий молодых художников, развивающих цифровое искусство в России. Конкурс позволяет и заявить о себе начинающим авторам, и отточить мастерство тем, кто уже давно в сфере. Последние два года выставка работ финалистов конкурса проводится в галерее Ruarts.

Куратор выставки этого года, Катя Бочавар, выбрала тему «Цветное vs. чёрно-белое». Тема обращается не только к контрасту (а)хроматических формальностей, но и к философским категориям, выходящим за рамки визуальных искусств: день и ночь, эмоции и рациональность, будущее и прошлое, быстротечность и вечность. Сама Бочавар видит в борьбе цвета и его отсутствия символический язык, понятный для разных культур.

Семеро членов жюри, ведущие эксперты в сфере цифрового искусства, Аристарх Чернышев, Сергей Сдобнов, Борис Шилин, Олег Макаров, Кирилл Минцев, Надежда Хараз, Антонио Джезуа, также предлагают разные варианты интерпретации этой темы. Так, согласно куратору и цифровому художнику Аристарху Чернышеву, цвет привлекает внимание к поверхности, в то время как чёрно-белое — к объёму. Так удваивается формальный конфликт. А Надежда Хараз, визуальный артист и куратор, не считает цвет и чёрно-белое настолько непримиримыми: для неё чистые чёрный и белый — это пустота, а цвет — наполняющая её жизнь.

О работах

В этом году на выставке представлены семь номинаций: «Цифровая фотография», «Компьютерная графика», «Видео-арт», «Искусство нейросети», «Цифровой фильм художника», «Электронный звук» и «Поиск баланса». В экспозиции это деление не отражено, но номинации указаны на экспликациях. Это весьма хороший ход: так зритель может не ограничивать себя конкурсными рамками и искать параллели среди разных медиумов. 

Иван Зверьков, Софья Кухтова, «Руины_reloaded», 3-е место в номинации «Компьютерная графика»

В большей части работ противостояние цветного и чёрно-белого воплощает какой-либо другой конфликт. Так, в «Клинике» Алеся Лялюша психоделическое чёрно-белое пространство больницы противопоставлено цветным и идиллическим то ли фантазиям, то ли воспоминаниям; в «Руины_reloaded» Ивана Зверькова и Софьи Кухтовой чёрно-белые руины, воплощение прошлого, пытаются ужиться с компьютерно-синим призраком бумажной или скорее цифровой архитектуры. 

Ирина Задорожная, «Мой Лимбо Лэнд. Завтрак. Эпизод III», 1-е место в номинации «Цифровой фильм художника» © Фото: Ольга Проходцева

Есть и проекты, где отношения цвета и чёрно-белого замаскированы и походят не на конфронтацию, а на философскую чехарду. Яркий пример — «Мой Лимбо Лэнд. Завтрак. Эпизод III» Ирины Задорожной. Привязав своё тело к аватару Джесс, художница помещает повседневные ритуалы в стерильное цифровое пространство. Клоны Джесс едят из пустых тарелок, наблюдают за этим с экрана внутри экрана, отвечают зрителю пристальным взглядом. Порой на экране появляется чёрно-белый занавес с клонами аватара — вроде бы разделение физического и цифрового мира, но занавес никогда полностью не закрыт, оставляя возможность перехода. Проект играется с категориями человеческого и нечеловеческого, субъекта и объекта, органического единства души и тела, ролей зрителя, автора, лирического героя — но при этом не натравливает их друг на друга. 

Об экспозиции

Помимо работ, стоит отметить экспозицию выставки. При перемежении статичного искусства (вроде фотографии) и динамичного (вроде видео-арта) почти неизбежна ситуация, в которой движение перетягивает на себя внимание. Однако создателям выставки удалось грамотно организовать пространство.

Олеся Чернявская, «Обмен энергией», 3-е место в номинации «Искусство нейросети»

Например, начало экспозиции открывает динамичная работа «Обмен энергией» Олеси Чернявской, созданная с помощью нейросетей. Мало того что ритм быстрой ходьбы и смена монохрома на цвет привлекают взгляд, так и выглядит это как вызов зрителю. Художница работает с нейросетями, и мы считаем работы, созданные с помощью ИИ, искусством — а вы? Искусственный интеллект — это больная тема для общества, и острый вопрос с порога, несомненно, цепляет. 

О фильме художника
и недосказанности экспликаций

Однако у выставки есть два недочёта: теоретический и практический. Первый связан с номинацией «Цифровой фильм художника». И термин, и номинация — нововведение куратора Кати Бочавар. Что это такое? Определение на сайте конкурса указывает, что в ней представлены фильмы, «которые сами авторы назвали бы фильмами художника», и в них «нарратив или иные приёмы передачи смысла отделяют, по мнению автора, получившуюся работу от видео-арта». По словам куратора, «цифровой фильм художника — это не видеоработа, но и не документальный или художественный фильм, но при этом это явление сродни книге художника».

Есть ли у «цифрового фильма художника» более чёткое определение? Пока, видимо, нет. И это проблема. Любой новый термин должен быть объяснён создателем: без этого появляется риск как минимум неправильной интерпретации. Остаётся ждать, что скоро Катя Бочавар предложит более чёткое определение своего творения. Цифровое искусство нуждается в новых терминах. 

Владимир Ермаченков, «Пир у моря», 2-е место в номинации «Цифровой фильм художника» © Фото: Ольга Жарких

 Практический же недостаток выставки — это качество экспликаций. Некоторые из них не поясняют произведение, а только сильнее запутывают. Яркий пример — это экспликация к «Пиру у моря» Владимира Ермаченкова. Без её прочтения проект из-за композиции можно принять за аллюзию на «Тайную вечерю»; из-за содержания тарелок и общей безумности героинь — за переосмысление мифа о Кроносе; а из-за скрежета зубов, швыряния камней и финального падения в прибрежные волны — за репрезентацию так называемой женской ярости (англ. female rage), то есть открытого проживания женщинами табуированных веками гнева, ненависти и горя. 

В экспликации же сумбурно сплетены безмятежность жизни, резкий творческий порыв, подчёркнутость крайностей, а семёрка героинь представляется «как семь цветов, но нет. Чёрный всегда остаётся чёрным, а белый всегда остаётся белым в штормовом пейзаже пастельных тонов стихийности жизни». Даже эту короткую цитату весьма трудно читать и в первый, и в пятый раз. Но будет ли зритель по пять раз продираться сквозь почти интуитивное описание и так непростой работы? Вряд ли. 

Работе можно и нужно вызывать больше вопросов, чем ответов. Экспликация же, особенно к цифровому искусству, должна быть «переводом» происходящего, а не ещё одним слоем для дешифровки. 

Евгения Шабунина, Cast, 1-е место в номинации «Искусство нейросети» © Фото: Ольга Жарких

В целом, «Цветное vs. чёрно-белое» — это хорошая выставка с глобальной темой, которой удалось и сохранить общий нарратив, и позволить художникам высказаться о различных проблемах. В какой-то мере эту выставку можно назвать срезом актуального цифрового искусства: и нейросети, и психоделика, и телесность, и попытки разобраться одновременно и с прошлым, и с будущим, и с нашим внутренним миром. Все темы знакомые, но из-за того, что многие всё ещё вызывают споры и вопросы, вновь предложить их осмыслить — это отнюдь не лишнее. 

Выставка продлится в галерее современного искусства Ruarts до 13 октября.

Автор: Анна Матиец.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты