Проект «Духи бурятской мифологии» художницы Дарьи Григорьевой (GRIGODAS) вошёл в лонг-лист Премии им. Сергея Курёхина в 2022 году, участвовал в фестивале «Цифровая механика», выставлялся в составе групповой выставки «Континуум», стал большим исследованием и получил продолжение в виде зина «Духи.Бурятия», показанного в 2024 году в галерее «Краснохолмская» в Москве. Несмотря на представленность в физических пространствах, работа существует как VR-мир, по которому совершила прогулку технологический обозреватель Ольга Проходцева вместе с автором.
Дарья, почему ваш проект о мифологии Бурятии?
Все мои родные из Забайкалья и Бурятии, и я себя ассоциирую с этой частью света, хотя родилась и росла в Иркутске. Так повелось, что в моей семье всегда соблюдались традиции, к примеру вместе с моим папой мы отмечаем Сагаалган — это бурятский Новый год, стрижёмся мы только по зурхаю — древней астрологии монголоязычных народов. При встрече с сестрой в гостях у бабушки в Забайкальском крае мы вместе с ней отправляемся в какую-нибудь поездку, а увидев по дороге лошадей, мы складываем ладони особенным образом, тем самым прося благополучия и удачи.
Ещё один пример: когда мы с семьёй едем на Байкал, мы останавливаемся в священных местах, у ритуальных столбов сэргэ, чтобы совершить обряд задабривания богов. Для этого используется напиток белого цвета (чаще молоко). Капли с верхнего слоя разбрызгиваются сначала вверх — Отцу-небу, затем вниз — Матери-земле, а после — по четырём сторонам света по часовой стрелке. В этом обряде важны искренность намерений и внутренний настрой.
Эти бурятские обряды и традиции мне близки и всегда были частью моей жизни — бóльшая часть из них берёт корни из древних мифов. С детских лет я видела, как их соблюдали и передавали поколениям. В более взрослом возрасте для меня было большим откровением узнать, что не во всех семьях их знают и следуют им. Именно поэтому я создала проект в VR, чтобы рассказать о мифологии Бурятии.
Где вы учились?
Я окончила Иркутский государственный университет по направлению «Прикладная информатика», то есть я программист по первому образованию, но мне всегда хотелось связать свои навыки с чем-то творческим. Я занималась фотографией и прикладным искусством, а позже поступила в магистратуру университета МИСИС по направлению «Технологическое искусство» — закончив её, я смогла осуществить свою мечту. Это пространство на платформе VRChat стало моей практической частью магистерской диссертации.
Средний мир
Дарья, с чего мы начнём нашу прогулку?
Со Среднего мира. Согласно мифам существует три мира или слоя: Верхний, Средний и Нижний. В Среднем живут люди и духи, внуки верховных божеств, которые помогают человеку уживаться со стихиями, но они могут и мстить людям за плохое отношение к природе. Я решила создать мир в виде острова посреди Байкала. Если уйти к его краю, можно увидеть воды священного водоёма.
Кого или что мы здесь можем увидеть?
Если поднять голову, можно увидеть белых священных коней. Так я хотела рассказать об обряде привязывания «коня удачи». Его обычно совершают в дни Белого месяца — первого месяца года по бурятскому календарю — или в любые благоприятные дни. Обряд заключается в том, что намоленный флажок определённого цвета вывешивают на ветру в священном месте, и его колыхание усиливает внутреннюю энергию человека.
Священные кони. VR-мир «Духи бурятской мифологии» © Скриншот из VRChat: Ольга Проходцева
Здесь есть небольшое озеро?
Да, если мы немного пройдём по миру, мы сможем опуститься в воды этого небольшого озера, где живёт хозяин воды Уха Лосон (Уха Лусан, Уха Лобсон, Усан-Лопсон). Он обитает на дне водоёма и имеет много приспешников — весь водный мир ему подчиняется. Принято считать, что если на Байкале ветер или волны, то это он злится.
В современном мире люди как-то пытаются задобрить этого духа?
Да, мой папа с друзьями задабривает его перед отправкой на рыбалку. Для этого окропляют воду чаще всего белым напитком. В Бурятии белый цвет символизирует всё хорошее, чистое: в храмах оставляют белую еду, например рис, сахар, муку и молоко.
Хозяин воды Уха Лосон (Уха Лусан, Уха Лобсон, Усан-Лопсон). VR-мир «Духи бурятской мифологии»
© Скриншот из VRChat: Ольга Проходцева
Священное дерево с золотой кроной. VR-мир «Духи бурятской мифологии» © Скриншот из VRChat: Ольга Проходцева
Куда мы пойдём дальше?
Дальше здесь есть священное дерево с золотой кроной. Согласно мифологии оно держит небо и землю на своём месте, и я его тоже тут посадила. Если подойти к нему ближе, можно услышать песню шаманов — это запись настоящей молитвы. Меня всегда интересовало горловое пение, я хотела бы попробовать так спеть в жизни, но пока только реализовала его в этой части моего проекта.
Тут даже слышен гром и видны молнии?
Мы с вами пришли к громовержцу, его зовут Хухедей-Мерген (Хухердей-Мерген, Хухэлдэй Мэргэн), бог-громовержец, который своими молниями очищает мир от нечистой силы. Таким способом он помогает людям.
Хухедей-Мерген (Хухердей-Мерген, Хухэлдэй Мэргэн).
VR-мир «Духи бурятской мифологии» © Скриншот из VRChat: Ольга Проходцева
Кто вам помогал изучать мифологию?
Я собирала литературу в библиотеках Иркутска, опрашивала знакомых, потом нашла одну хорошую книгу, где собраны статьи философов, историков, культурологов о бурятской мифологии. А мой научный руководитель, кандидат философских наук Валентин Матвеенко, очень помог мне всё сложить в единую концепцию.
Мы идём в лес по дороге, на которой растут красивые цветы. Как они называются?
Это багульник, он из моих воспоминаний о доме. У родителей есть дом, и там всегда он цветёт летом. В лесу тоже живут два духа, они хозяева леса. Это старик Орьёл и старуха Сорьёл. Они добрые и защищают людей, например, от волков.
Дарья, ваши духи интерактивны, с ними можно как-то взаимодействовать?
Вообще нет. Как и в реальной жизни, мы только представляем, как духи могут выглядеть, и это моя творческая интерпретация мифологических существ. Я думала об интерактивности, но поняла, что общаться с ними человек может только через обряды и ритуалы. Возможно, я когда-то продолжу этот проект и добавлю действия подобного рода для пользователей.
Хозяйка леса старуха Сорьёл. VR-мир «Духи бурятской мифологии» © Скриншот из VRChat: Ольга Проходцева
Сколько времени заняла разработка этого мира?
Около пяти месяцев. Работа выполнена в технике 3D-моделирования, я с ним хорошо знакома и уже давно преподаю его детям. Разработка в среде Unity позволяет выложить мир в VRChat и разместить его среди других известных проектов. Сейчас не хватает только нескольких рекомендаций в сообществах, чтобы сделать мир публичным и позволить посетителям со всего мира свободно заходить в него без моего персонального приглашения. При этом игра может работать локально через загрузочные файлы — организаторы фестиваля «Цифровая механика» в Центре им. Сергея Курёхина так и делали.
Верхний мир
Дарья, мы переместились в другой слой мира?
Да, это Верхний мир. Мы переместились в него благодаря священному оленю. Согласно мифам именно он является проводником из Среднего мира в мир верховных божеств. Этот слой не густо населён — в мифологии о нём сказано довольно мало. Я решила создать большое здание храма с крупными фигурами богов, чтобы у посетителя возникало ощущение чего-то божественного.
Кто здесь живёт?
Это божества высшего ранга, небожители, или Тенгри — бабушки и дедушки духов Среднего мира. Их всего три. «Вечно Синее Небо», или по-бурятски Хухэ Мунхэ Тенгри — дух, который дарует жизнь. Он олицетворяет мужское начало, чистый разум и справедливость. Его сын — «Отец Ясное Небо», или Эсэгэ Малан Тенгри. Он отвечает за ясную безоблачную погоду. Его любят за то, что он спас украденные солнце и луну из подземелья — без него была бы вечная тьма. И Манзан Гурмэн — великая богиня, прародительница всех шаманских духов-покровителей.
Что они делают?
У меня они читают молитвы, заветы, отрёкшись от мирского, можно даже услышать их нашёптывание сакральных текстов.
Небожители Тенгри. VR-мир «Духи бурятской мифологии» © Скриншот из VRChat: Ольга Проходцева
Нижний мир
Дарья, из небесного мира мы спустились в подземный?
Да, священный олень перенёс нас в Средний мир, и из него мы через расщелину в земле опустились в подземелье. Согласно мифам вход в него находится там, где есть щели в земной коре, я же сделала для перехода озеро огненной лавы. Здесь живёт высший правитель царства мёртвых Эрлик, его ездовой бык и другие безымянные духи. Живущие под землёй сущности часто перевоплощаются и могут являться в виде красных шаров, одноглазых кошек и волков. Это оборотни, или Ода (Ада), Дахабари и другие.
Озеро огненной лавы для перехода в Нижний мир. VR-мир «Духи бурятской мифологии»
© Скриншот из VRChat: Ольга Проходцева
«Дурные птицы», или Муу шубуун. VR-мир «Духи бурятской мифологии» © Скриншот из VRChat: Ольга Проходцева
А кто эти плачущие женские фигуры?
Это «дурные птицы», или Муу шубуун. Согласно мифам это женщины-демоны, которые умерли в муках, от болезни или насильственной смерти. Я решила показать их в образе рыдающих молодых девушек с крыльями. Их голоса тоже можно услышать.
Как вы создавали визуальные образы этих существ?
В мифах образы размазаны, нет чёткого описания, только по некоторым элементам можно представить их визуально. Я старалась передать свои эмоции и чувства, которые приходили после прочтения мифологических историй, но не уходить далеко от них по смыслу и передать максимально точно.
Зачем вы этот мир создали? Хотели показать своё видение мифологии?
Я считаю, что такие интерпретации с применением современных технологических решений (в данном случае это VR) помогают знакомить людей с мифологией и культурой. Культуру этноса иногда забывают, и это моя личная боль. Молодым людям скучно читать книги о мифах, и я надеюсь, что прогулка по виртуальному миру привлечёт их внимание.
Вы планируете эту работу показать местной администрации или национальным музеям?
Да, хотела бы начать со своего родного города Иркутска, найти там партнёров, чтобы организовать персональную выставку. Надеюсь, всё получится. Лично для меня важно сохранять свою идентичность, свой культурный код и знакомить людей с ним, ведь это всё нас отличает друг от друга, создаёт нашу индивидуальность.
Проект создан в рамках магистерской диссертации при поддержке магистратуры «Технологическое искусство» в НИТУ МИСИС.