Технологическое искусство и сайнс-арт сегодня уже широко представлены в России, работы авторов, исследующих смыслы на стыке искусства, технологий и науки показывают и в ведущих музейных, музыкальных институциях, и в частных галерейных пространствах, и на онлайн-выставках. Технологический обозреватель Ольга Проходцева специально для DEL’ARTE Magazine подготовила обзор девяти экспозиций, которые можно увидеть на площадках Москвы и Петербурга в феврале и марте текущего года.
«КОНТИНУУМ»
Галерея «Краснохолмская», Москва, Краснохолмская набережная, 1/15
24 января — 17 марта 2024 года
Экспонат выставки «КОНТИНУУМ» в галерее «Краснохолмская»
© Предоставлено пресс-службой Университета МИСИС
Студенты магистратуры ArtTECH проводят ежегодную выставку «КОНТИНУУМ». Это смотр работ медиахудожников, обучающихся в Университете МИСИС по направлению «Технологическое искусство». В фокусе учебной программы изучение аналогового и цифрового звука, визуального программирования, схемотехники, гибридных пространств. Для подготовки арт-объектов учащиеся проводили исследовательские работы, используя полученные знания. Главной темой, объединившей студентов в поиске художественных смыслов, стало переосмыление пространств и коммуникационных процессов. Пространственные проекты в экспозиции осваивают «белый куб» галереи, интегрируя цифровую и физическую реальности и экспериментируя с ними, а коммуникация рассматривается как взаимодействие между социумом и технологиями, художником и зрителем, человеком и машиной.
Подробнее на сайте выставки
Pixels (Пиксели)
Хлебозавод №9, пространство «Ангар», Москва, ул. Новодмитровская, 1/4
9 февраля — 30 апреля 2024 года
Internet archive. Bongdoe (из коллекции галереи) © Предоставлено SAS Metagallery
На Хлебозаводе №9 открылось новое пространство для демонстрации цифрового искусства Digital Art Центр «Внутришоу». Первая в России метаинституция токенизированного искусства SAS Metagallery знакомит здесь посетителей со своей коллекцией в фиджитальном формате выставки Pixels. Пиксель, как и атом, является наименьшей частицей, формирующей мир. Куратор выставки Екатерина Щербакова-Торчилевская предлагает зрителям изучить мир цифрового искусства и проникнуться его малыми частицами через работы всемирно известных медиахудожников, таких как Рэфик Анадол, человек-киборг Нейл Харбиссон, Дэнил Мартин, Stefa, Глеб Солнцев, Миша Либерти.
Подробнее на сайте
«Модуляции: свет, звук, движение»
Русский музей, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 10,
Восточный павильон Михайловского замка (вход со стороны цирка)
9 февраля — 10 марта 2024 года
InsideOut.Imprint. М. Купцова, Д. Смахтина, М. Музыка, Д. Карамушкин, Е. Звездин, М. Бор
© Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
Русский музей совместно с Центром Art & Science Университета ИТМО в залах Восточного павильона Михайловского замка открывает экспозицию научно-технологического искусства из работ современных художников, исследующих это направление. Основным фокусом выставочного проекта станет попытка проследить совместную эволюцию изображения и звука, представляющих центральный мотив современной аудиовизуальной культуры. Работы авторов сосредоточены на исследовании истории электронных медиа и критическом переосмыслении истории медиаискусства. Образовательная программа события направлена на изучение истории и современных форм сайнс-арта.
Подробнее на сайте
The Glow In Freezing Winds
BURO ALL GALLERY, Москва, Большой Саввинский пер., 12/5
12 декабря 2023 года — 29 февраля 2024 года
Экспозиция выставки The Glow In Freezing Winds © Фото: Олег Куракин
Выставка The Glow In Freezing Winds — первый опыт совместной работы в рамках долгосрочного партнёрства Архитектурно-дизайнерской студии BURO ALL DESIGN и галереи цифрового искусства Generative Gallery. В сотрудничестве дизайнеров и архитекторов с культурной институцией технологической направленности поставлена исследовательская задача интеграции произведений медиахудожников в архитектуру пространств и интерьеров, когда важно учитывать динамичность произведений и возможность их изменения в любой момент. Первая совместная экспозиция объединила работы художников Кристины Сидоровой, Евгении Шабуниной (ejaneress), Яра Кирсанова, monolesan и Андрея Максимова (inv4r3d), которые рефлексируют о своих впечатлениях от чарующего, завораживающего, опасного и яркого зимнего сезона.
Подробнее на сайте
BETA EXPLORER
Школа masters, Москва, Малый Патриарший пер., 5/1:
1–13 февраля 2024 года
Masters Digital Gallery, Санкт-Петербург, ул. Барочная, 6/1:
12 января — 27 февраля 2024 года
Beta Explorer Frame, 3D motion graphics, 2024 © Предоставлено пресс-службой Школы masters
Выставка BETA EXPLORER группы Facultative Works при участии мультидисплинарных художников Ольги Марченко, Алексея Галкина и Анны Заведий задаёт зрителю вопрос: какой могла быть жизнь на нашей и других планетах, если бы изначальные факторы, повлиявшие на её развитие, были другими. Объекты, представленные на выставке, — воображаемые природные ландшафты, артефакты, живые существа, которые были придуманы на основе данных экзобиологии — науки о развитии жизни во Вселенной.
Подробнее на сайте
un_unsubscribe
The Wrong Biennale (онлайн), павильон Un_Unsubscribe
1 ноября 2023 года — 1 марта 2024 года
Куратор Центра Art & Science Университета ИТМО Христина Отс и Роман Солодков представили виртуальную выставку в рамках 6-го выпуска The Wrong Biennale. Это независимый международный онлайн-проект диджитал-арт-культуры, созданный в 2013 году куратором и арт-директором Дэвидом Куилсом Гильо. Версия смотра искусства под названием o6. Número Seis. Punto с ноября 2023 года по март 2024 года собрал более 2300 художников и 180 кураторов в более сотни онлайн-представительств участников. Павильон un_unsubscribe объединил несколько десятков художников единой темой онлайн-рассылок, подписавшись на которые посетитель выставки сможет продолжать взаимодействовать с творчеством художников, увидев не общепринятую навязчивую природу этого сервиса, а ценность в дистрибуции искусства. Не отписываться — это значит быть открытым для нового опыта и открытий, доставляемых прямо в личный почтовый ящик.
Информация об артист-токах художников в анонсах Центра Art & Science Университета ИТМО
Сайт павильона
«Лабиринт»
VS Gallery, ул. Малая Ордынка, 19
24 января — 26 февраля 2024 года
Выставка «Лабиринт» Кирилла Рейва © Фото: Ольга Проходцева
Первая в России галерея фиджитал-искусства VS Gallery откроет тотальную иммерсивную инсталляцию «Лабиринт» — персональную выставку Кирилла Рейва. Московский фиджитал-художник исследует и создаёт инсталляции на стыке физического и цифрового миров. В сложном и трансформируемом пространстве галереи художник создал визуальный лабиринт для представления работ в трёх доминирующих темах его творческого пути: глитча, фракталов и природных структур.
Подробнее на сайте
«Микрокосм цифры»
Третье место, Санкт-Петербург, Литейный проспект, 62
30 ноября 2023 года — 10 марта 2024 года
Экспонат выставки «Микрокосм цифры» © Фото предоставлено пресс-службой Третье место
В культурном пространстве «Третье место» проходит выставка «Микрокосм цифры», организованная по итогам первой резиденции цифровых художников. Выставка в особняке Гурьевых-Нарышкиных привлекла уже более 4000 посетителей. Восемь художников и арт-объединений Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России создали диджитал- и фиджитал-инсталляции на площади 1500 кв. м. Посетителям предлагается перемещаться по залам и открывать микрокосмы каждого художника: сад волшебных цветов сменяющихся энергий любви и разрушения, мир постапокалипсиса, нарратив времени с позиции естественных наук, планета тысячи оттенков Третьего места, опыт познания мира через призму машинного видения, цифровое застолье, AR-технологии, генеративные алгоритмы.
Подробнее на сайте
«Электрические сны»
Арт-пространство «Артемьев», Москва, ул. Большая Никитская, 13/6
22 января — 15 марта 2024 года
Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) Московской консерватории в рамках программы Третьего мультимедийного фестиваля современной музыки «Биомеханика» представил выставку инсталляций, звуковых скульптур, интерактивных и кинетических объектов «Электрические сны». Название отсылает к замыслам художников, которые проходят через множество физических экспериментов, развиваются и воплощаются в виде мультимедийных произведений. Этот процесс чем-то похож на сон. Куратором выставки — инженер ЦЭАМ, композитор и медиахудожник Олег Макаров.
Подробнее на сайте