Первая архитектурная биеннале Presence of the future: три самых ярких проекта

Автор: Анна Матиец.

Недавно завершилась архитектурная биеннале в метавёрсе Presence of the future. Специально для DELARTE Magazine VR-художница и искусствоведка Анна Матиец посетила мероприятие и рассказала о трёх наиболее примечательных проектах.

Первая биеннале архитектуры в метавселенных Presence of the future [присутствие будущего. — англ.] прошла на платформах Decentraland и W3lds с 21 сентября по 6 октября 2023 года. Организаторы Dearch Space, Metancy и W3rlds объединили креаторов со всего мира, чтобы вместе исследовать возможности архитектуры и дизайна в метавёрсе.

Название отсылает к первой Венецианской архитектурной биеннале 1980 года — Presence of the Past [присутствие прошлого. — англ.]. В этом событии участвовали архитекторы-постмодернисты, а в нынешнем — творцы-метамодернисты (так, во всяком случае, сказано на сайте проекта). Возможно, назвать все представленные проекты метамодернистскими не очень корректно: вероятно, найдутся авторы, которые себя к метамодернистам не причисляют. Тем не менее данная биеннале определённо является важной точкой в освоении метавселенных, поэтому подобный референс кажется уместным.

На биеннале показали около трёх десятков проектов-павильонов, каждый из которых был представлен как отдельный мир. Хотя они разнообразны концептуально, при просмотре весьма быстро можно уловить общие визуальные тенденции: яркие цвета, перетекающе-органические формы, металлический блеск, много рендера воды и светящихся неоновых трубок, люминесцентного и вылизанного… Когда-нибудь и для этого стиля придумают название. Сейчас же хочется обратить внимание на проекты, которые выделяются из общего ряда любопытными идеями и решениями.

Прислушаться к себе 

SA lab, вид на Fragile Pavilion извне, 2023

Одним из безусловно метамодернистских проектов на биеннале можно назвать Fragile Pavilion [хрупкий павильон. — англ.] В тандеме его создали компания SA lab, которая работает на стыке IT и архитектуры, занимается цифровым производством и алгоритмическим проектированием и студия визуальных коммуникаций Gonzo:Research&Art.

Лавандовый и изгибистый, Fragile Pavilion парит без какой-либо опоры среди одиночества воды, сплетённый из тонких нитей, что напоминают и стебли растений, и жилки крыльев бабочки, и полупрозрачную медузу, и гнездо. Пространство мягко предлагает сосредоточиться на личных эмоциональных историях. На раструбах жилок располагаются пиктограммы, похожие на иконки в соцсетях — это иллюстрации к ответам на анонимный опрос SA lab. Людей спросили, какие моменты и чувства они хотели бы сохранить и передать в будущее: здесь и крик о помощи в SMS, и дождь меланхолии, и дружеские объятия. Некоторые раструбы изначально были пустыми и заполнялись в течение биеннале. Павильон окутывает ненавязчивая генеративная музыка, которая вряд ли когда-либо повторит саму себя — так и человеческий опыт может быть до боли схож, но в каждом случае он уникален. Те, кто смотрел сериал «Вселенная Стивена» (англ. Steven Universe), во многом посвящённый умению принимать и проживать эмоции, слушать себя и других, при знакомстве с Fragile Pavilion могут поймать себя на похожих щемяще-умиротворяющие эмоциях.

Испытать переутомление 

Il Prisma, Mirror Worlds, 2023

Проект Mirror worlds создан архитектурным бюро Il Prisma в сотрудничестве с Monogrid, компанией, специализирующейся на интерактивных цифровых продуктах и иммерсивных средах.

Хотя, судя по описанию проекта, таких миров несколько, на биеннале удалось посмотреть только один — Mirror World 229139. Он яркий, геометрический, псевдонизкополигональный, словно отсылающий к эстетике раннего интернета и кислотного вапорвэйва (англ. vaporwave, буквально — «паровая волна»). Ассоциация с вапорвэйвом на ум приходит не случайно — эта интернет-эстетика высмеивает гламур и сверхпотребление позднего капитализма, в то время как бюро позиционирует себя экологичным и придерживающимся правил устойчивого развития. По словам создателей проекта, они воспринимают метавёрс как зеркало физического мира — и действительно, в навязчивом электронном шуме, нервных сокращениях полигональных чешуек, ярком белом свете есть что-то настолько же утомляющее и очаровывающее, что и в достигаторской гонке мегаполиса. Особенно примечательно то, что Il Prisma работало лишь с психоделической абстракцией. Это позволило ему нетривиальным способом передать суету на грани паники — состояние, которое, кажется, технооптимистичное метавёрс-комьюнити пока что игнорирует. А тотальная анимация, хотя и весит много, и мешает быстро перемещаться, и вводит в почти тошнотворное состояние, только выделяет проект на фоне статики остальных.

Убежать от всего 

sintez.space, Shelter, вид комнаты, 2023

В противовес неоново-радостной эстетике, свойственной значительному количеству метавёрс-проектов, Shelter архитектурного бюро sintez.space уныл, реалистичен и печален — и поэтому в нём хочется задержаться. Сперва посетитель попадает на невысокий холм посреди белой пустоты (может, кивок подобной эскапистской локации в инди-игре The beginners Guide?): бетонные плиты, использованные вместо забора, одинокое деревце с качелью-шиной, двери в полуподвал и рвущее динамики надрывное «Танго “Магнолия”» о далёкой тёплой стране. Пройдя в полуподвал, можно обнаружить комнатушку — капсулу времени из советских 80-х: ковёр с «Утро в сосновом лесу» над кроватью, плакат со Шварценеггером в роли Терминатора, абажур с дурацкими цветами, ободранная батарея, радиоприёмник — возможно, именно из него поёт Вертинский. Этот проект, как пишут сами создатели, является «побегом внутри побега»: из реальности — в виртуальность, которая, в свою очередь, помогает сбежать в прошлое от настоящего. Shelter далеко не первый проект в цифровом искусстве, работающий с ностальгией по позднесоветскому и постсоветскому времени: навскидку можно вспомнить метавёрс-миры Dr. Morro и игру «ШХД: Зима» Ильи Мазо. Однако особенно иронично и очаровательно Shelter смотрится, если вспомнить «Человека, улетевшего в космос из своей комнаты» Кабакова: там всеми силами постарались вырваться из советской клаустрофобной комнатушки, а здесь используют весьма тяжеловесные технологии, чтобы в неё вернуться.

 

Хотя биеннале закончилась, павильоны до сих пор можно посмотреть на сайте мероприятия.

Автор: Анна Матиец.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты