По следам Жана Кокто на Лазурном берегу — от Вильфранша до Ментона

Жан Кокто — настоящий человек-оркестр. Кем он только не был — поэтом, художником, драматургом, актером, критиком, режиссером, сценаристом. Для того, чтобы познакомиться с творчеством Кокто-художника, увидеть его гравюры и рисунки, лучше всего проехаться по Лазурному берегу. На юге Франции Кокто не только отдыхал, но и работал: расписал часовню, виллу, создал музей.

Бюст Жана Кокто в Вильфранше

Путешествие начинается с Вильфранш-сюр-Мер, маленького городка, который называют предместьем Ниццы, поскольку он находится всего в пяти километрах от столицы Лазурного берега. В порту города стоит бюст Жана Кокто с цитатой: «Глядя на Вильфранш, я вижу свою молодость. Сделайте так, чтобы он никогда не менялся». Кокто любил этот приморский городок, вытянувшийся вдоль бухты, с яркими желто-розовыми виллами и особняками, расположенными на холме. Необыкновенно живописное, открыточное место.

Часовня рыбаков Св. Петра

В Вильфранше находится Часовня рыбаков Св. Петра (Chapelle de Saint-Pierre des Pecheurs), расписанная Кокто. Ее построили в XIV веке в честь апостола Петра, покровителя рыбаков. Когда Кокто впервые заглянул в эту часовню, она играла роль склада, где рыбаки хранили свой инвентарь. Кокто договорился с ними, что распишет здание. «Я заперся там нам два года. Я расписывал ее, как фараон расписывал бы свой саркофаг», — вспоминал Кокто о своей работе. Он расписал все внутреннее пространство небольшой часовни сценами из жизни святого апостола Петра, а фасад здания украсил глазами и канделябрами. Старинная постройка в оформлении Кокто выглядит весьма необычно и сегодня является главной туристической достопримечательностью Вильфранша.

Вилла Санто-Соспир. Фото: Town&Country

Дальше следует двигаться вдоль побережья на восток. Следующий пункт назначения — мыс Сен-Жан-Кап-Ферра. Здесь, на самом краю мыса находится вилла Санто-Соспир (La villa Santo Sospir), в которой, как говорят, обитает душа Кокто.

В середине прошлого века хозяйка виллы Франсин Вейсвеллер пригласила Жана Кокто отдохнуть в ее летней резиденции. Но отдыхать художник не привык и уже через несколько дней после приезда жаловался: «Я устал от праздности, я здесь увядаю…». Кокто раздражали белые стены виллы, и он предложил расписать стену над камином в гостиной. Так появилась голова Аполлона, античного бога Солнца с волосами-лучами, которые «выпрыгивают» из камина как языки пламени. На этом Кокто не остановился и в творческом порыве расписал всю виллу. Его фрески повсюду — на стенах, потолке, в самых потаенных закоулках большого дома. Всего около 200 фресок. Кокто называл их «татуировками», а саму виллу — «моя татуированная вилла». Он признавался, что не одевал стены, а писал по их коже.

Вилла Санто-Соспир. Фото: Town&Country

На знаменитой Обюссонской мануфактуре он заказал гобелен по легенде о Юдифи и Олоферне в своей интерпретации. У входа на виллу выложил мозаики: братья-близнецы Кастор и Поллукс символизируют гостеприимство хозяйки виллы, а мозаика с головой фавна — отсылка к русским балетам Дягилева, с которым сотрудничал Кокто.

Вилла Санто-Соспир. Фото: Town&Country

В 2016 году виллу Санто-Соспир купил русский девелопер Илья Мелия и сейчас она закрыта на реставрацию. Обещают, что после открытия здесь расположатся музей, арт-резиденция и культурный салон. Информацию о том, как продвигаются реставрационные работы, а также интересные истории о Кокто и вилле Санто-Соспир, уникальные фотографии можно найти в инстаграме @villasantosospir. Кроме того, сохранился получасовой любительский фильм Кокто, в котором художник проводит экскурсию по вилле.

Теперь отправляемся в самый восточный город Лазурного берега, где Французская Ривьера встречается с Ривьерой Итальянской, или Лигурийской, — Ментон. Его называют городом Жана Кокто.

Автор статьи в зале бракосочетания, расписанном Жаном Кокто

Ментонские влюблённые Жана Кокто в зале бракосочетания в Ментоне

Во время своего первого пребывания в Ментоне Кокто познакомился с мэром города, который предложил художнику расписать зал бракосочетаний в мэрии (La salle des mariages). Темой росписи Кокто выбрал сюжет мифа об Орфее и Эвридике. Он создал особый ментонский стиль — арабески, выполненные цветными карандашами. Сегодня в этом зале проходят и экскурсии и церемонии бракосочетания.

Ментонские влюблённые Жана Кокто у входа в Бастион

Мэр города также предложил Кокто создать музей в Бастионе (Musée Jean Cocteau le Bastion), крепости на побережье, построенной в XVII веке для защиты города от нападений с моря. Кокто сам отбирал произведения и считал Ментон лучшим местом для своих работ. Он говорил, что его рисунки «сродни волнам, омывающим стены Бастиона». Музей открыли в 1966 году уже после смерти художника.

Мозаика Саламандра в музее Кокто в Бастионе

Перед входом в Бастион — скульптурные изображения Орфея и ментонских влюбленных из гальки. Это те же влюбленные, что изображены в зале бракосочетания. Внутри музея — большая черно-белая мозаика «Саламандра» — символ средиземноморской лени, которой так и не поддался на Лазурном берегу Кокто. На второй этаж ведет лестница, выполненная по его эскизам. В музее замечательная коллекция рисунков и керамики Кокто с его излюбленными средиземноморскими и мифологическими мотивами. Здесь регулярно проходят тематические выставки, раскрывающие одну из граней многочисленных талантов художника. Например, здесь была экспозиция о сотрудничестве Кокто с модными дизайнерами — Коко Шанель и Эльзой Скиапарелли.

Музей Жана Кокто коллекции Северина Вундермана в Ментоне

В 2011 году в Ментоне открыли еще один музей Жана Кокто коллекции Северина Вундермана (Musée Jean Cocteau Collection Séverin Wunderman). Известный часовщик и коллекционер, Вундерман всю жизнь собирал работы Кокто и подарил Ментону свою богатейшую коллекцию — около 1800 работ, среди которых почти 1000 работ самого Кокто, а остальные — произведения его знаменитых друзей: Пикассо, Модильяни, де Кирико и других.

Для размещения коллекции разработали оригинальный и дерзкий проект музея: здание с белоснежными колоннами странной формы напоминает не то гигантского краба, широко расставившего свои бетонные клешни, не то осьминога, выброшенного на берег. Его построили прямо на берегу, в 100 метрах от моря. Здание произвело фурор в архитектурном мире.

К сожалению, попасть внутрь нельзя. С октября 2018 года музей закрыт по техническим причинам. Видимо, близкое соседство с морем сыграло злую шутку. В любом случае, будет замечательный повод сюда вернуться.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Другие Новости