Марк Шагал – genius loci Витебской земли. Известный живописец, яркий представитель авангарда в искусстве ХХ века родился в городе на реке Двина, который неотделим от биографии художника. В Витебске Шагал начал свой творческий путь, познакомился с музой и женой Беллой Розенфельд, написал знаковые картины, открыл художественное училище.
Дом-музей Марка Шагала
Марк Шагал появился на свет на окраине Витебска в 1887 году в небогатой еврейской семье. В те времена Витебск был провинциальным российским городом, а мальчика звали Мовшей. Марком он стал в Париже, когда жил в знаменитом «Улье» вместе с Модильяни, Сутиным и другими художниками, составившими впоследствии прославленную Парижскую школу.
Дом-музей Марка Шагала © Фото: Вера Тимошенко
В 1997 году в 110-летний юбилей художника в его родительском доме открыли Музей Марка Шагала. Здесь представлены предметы быта рубежа XIX—XX веков: швейная машинка, керосиновая лампа, ковры, самовар, расшитые скатерти. Стены украшают первые рисунки юного Шагала «Мама у печи», «Сестра Анна», «Витебский дворик» и фотографии художника, его семьи, друзей и старого города. Представлены документы, рассказывающие о школьных годах Шагала: изложение ученика второго класса, экзаменационная работа по русскому языку, объявление о приёме в Школу рисования и живописи Ю. М. Пэна. Все это «свидетели» жизни Шагала в родительском доме.
В Доме-музее Марка Шагала повсюду васильки – любимые цветы мастера © Фото: Вера Тимошенко
В одном из интервью Шагал вспоминал, что в школе он неплохо учился, но заикался и не знал как быть. Когда однажды один из учеников показал ему чёрно-белый рисунок, он понял, что тоже может рисовать и это ему подходит. Он решил стать художником. Как часто бывает, родители были против и хотели видеть сына приказчиком или бухгалтером. Но упрямый Шагал избрал творческий путь, который привёл его в Париж, ставший для него «вторым Витебском», городом, где он состоялся как художник.
Из окна музейного дома виден уютный внутренний дворик, где установлен памятник Шагалу «Витебская мелодия на французской скрипке». Художник изображён сидящим на осле с кисточкой и палитрой в виде скрипки с двумя любимыми городами: Витебском и Парижем.
Памятник Марку Шагалу во дворе Дома-музея © Фото: Вера Тимошенко
Недалеко от Дома-музея находится еще один памятник Шагалу – над уставшим художником порхает его муза Белла © Фото: Вера Тимошенко
Арт-центр Марка Шагала
Арт-центр Марка Шагала © Фото: Вера Тимошенко
Арт-центр Марка Шагала расположен на другом берегу Двины в небольшом старинном особняке из красного кирпича, том самом, что изображён на известном полотне «Над городом», где Марк и его возлюбленная Белла летят над родным Витебском.
На стенах Арт-центра установлен барельеф Шагала, а рядом – его знаменитые часы с синим крылом, напоминающие о том, что «время летит» © Фото: Вера Тимошенко
Арт-центр открылся в 1992 году. Первыми экспонатами стали работы, подаренные друзьями Шагала из Германии. Позже коллекцию пополнили произведения из собраний дочери и внучек художника. Сегодня здесь собрана богатейшая коллекция графических работ Шагала, объединяющая более 300 оригинальных произведений. Среди них гравюры на дереве и металле, коллекция литографий «12 колен Израилевых», уникальная серия из 96 иллюстраций к поэме Гоголя «Мёртвые души», созданная для livre d’artiste (книги художника) по заказу парижского маршана Амбруаза Воллара.
В Арт-центре проходят временные выставки работ Шагала из собственного собрания музея и коллекций его потомков. Ежегодно проводятся Международные Шагаловские чтения, собирающие исследователей жизни и творчества художника из разных стран. В здании находится научная библиотека с книгами о Шагале на разных языках. Кроме шагаловского наследия, в Арт-центре также хранится собрание печатной графики выдающихся представителей европейского авангарда — Хуана Миро, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Фернана Леже.
Недалеко от Арт-центра в одном из дворов на трансформаторной будке уличные художники создали граффити с портретом Шагала © Фото: Вера Тимошенко
Музей истории Витебского народного художественного училища (ВНХУ)
Накануне Первой мировой войны после учёбы в Париже Марк Шагал вернулся в Витебск и женился на Белле Розенфельд. По окончании революции художник стал чиновником: Коллегия по делам искусств и художественной промышленности НКП РСФСР назначила его уполномоченным по делам искусств Витебской губернии. В 1918 году Шагал открыл Витебское народное художественное училище (ВНХУ).
Он пригласил своего первого учителя Юделя Пэна в качестве руководителя живописно-рисовальной мастерской. Руководителем мастерской архитектуры и графики стал живший в то время в Витебске Эль Лисицкий. В 1919 году по приглашению Шагала в Витебск приехал Казимир Малевич.
Сегодня в здании, где располагалось уличище, находится Музей истории ВНХУ. Идея создания музея принадлежит творческой интеллигенции города. В здании провели ремонтно-реставрационные работы, по архивным фотографиям восстановили дверные порталы, и в 2018 году музей принял первых посетителей.
Музей истории Высшего народного художественного училища (ВНХУ) © Фото: Вера Тимошенко
Музей истории ВНХУ — это музей места, где самым главным является само здание, в стенах которого создавалось авангардное искусство. В музее фрагментарно открыли кладку стен. Говорят, что Дмитрий Сарабьянов, известный исследователь русского авангарда, при входе в знаменитый дом трогал стены со словами: «Так вот, значит, откуда всё и начиналось!» Многое из того, что было создано здесь, вошло в золотой фонд русского и мирового искусства.
Музей посвящен пяти годам жизни училища — с 1918 по 1923 год. Этот период называют кратким «Витебским ренессансом». В первые послереволюционные годы Витебск стал сценой деятельности русского авангарда, а ВНХУ — главным местом в городе. Музей рассказывает о выдающихся художниках-авангардистах и созданном учениками Малевича творческом объединении «Утвердители нового искусства» (УНОВИС).
Главные экспонаты музея — архивные документы в печатном и цифровом виде, фотографии, публикации, книги; знаменитый политический плакат Лисицкого «Клином красных бей белых», выложенный на полу плиткой; интерактивное старинное зеркало, в котором появляются цитаты Шагала; лестница, по которой впервые эффектно спустился к ученикам Малевич, и кабинет создателя супрематизма.
Улица, на которой находится музей истории ВНХУ, носит имя Марка Шагала © Фото: Вера Тимошенко
Цитаты Шагала о любимом городе на стенах зданий © Фото: Вера Тимошенко
Гуляя по Витебску, можно найти и другие «следы» Шагала: мемориальную доску на бывшем четырёхклассном училище, где учился художник, его высказывания о любимом городе на стенах зданий, улицу, которая носит его имя, портретное граффити на трансформаторной будке в одном из дворов города недалеко от Арт-центра.
Мемориальная доска на бывшем четырёхклассном училище, где учился Шагал © Фото: Вера Тимошенко
В июне 1920 года Шагал покинул Витебск. Ему довелось жить и работать в разных городах и странах, но родной Витебск всегда занимал особое место в сердце художника. В 1944 году он написал трогательное письмо «Моему городу Витебску», пронизанное любовью и тоской по родине: «Я очень давно не видел тебя, мой милый город, не получал весточки о тебе, не говорил с твоими облаками, не прислонялся к твоим заборам. Как бесприютный бродяга, я все эти годы лишь хранил твое дыхание в своих картинах – и так разговаривал с тобой, переносился к тебе в мечтах… Я жил вдали от тебя, но в каждой моей картине чувствуется твое дыхание, каждая из них навевает воспоминание о тебе…».
Всю жизнь, где бы ни жил Шагал — в Париже, Нью-Йорке, Сен-Поль-де-Вансе, он писал Витебск, вплетая в свои сказочные произведения мотивы из жизни родного города: скрипачей на крышах, танцующие заборы, низкие скособоченные домики, кривые переулки, летающих людей и животных. Эти работы прославили и самого художника, и его родной город.