Катар впервые в своей истории принимает финальную часть Чемпионата мира по футболу-2022. Помимо строительства спортивных сооружений и объектов инфраструктуры по проектам известных архитекторов, правительство эмирата подготовило обширную паблик-арт программу Qatar Creates. Работы художников превратили общественные пространства страны в огромный музей современного искусства под открытым небом. DEL’ARTE Magazine представляет небольшой путеводитель для знакомства с некоторыми из них.
Программа по повышению культурного статуса Катара стартовала в 2005 году и обрела еще большие масштабы после того, как в 2010-м ФИФА объявила страну местом проведения Чемпионата мира по футболу 2022 года. Ожидается, что за месяц мероприятие посетит около 1,5 млн поклонников этого вида спорта. По задумке, объекты паблик-арта должны закрепить положительные впечатления о Катаре после того, как туристы вернутся домой.
Правящую династию шейхов аль-Тани неспроста называют ближневосточными Медичи — расходы Катара на приобретение произведений искусства достигают $1 млрд в год. Поэтому неудивительно, что авторами инсталляций, появившихся на улицах и площадях Катара, являются самые известные из современных художников.
В главном фойе международного аэропорта Хамад гостей встречает «Лампа/Медведь» (Lamp/Bear) Урса Фишера, автора «Большой глины №4», установленной около «ГЭС-2» и вызвавшей шквал негодования у москвичей. Монументальная бронзовая скульптура в виде канареечно-желтого плюшевого мишки с плафоном настольной лампы на голове прославляет предметы, определяющие жизнь ребенка, и призвана вызвать улыбку на лицах уставших путешественников. Работа является частью серии, в которой Фишер объединяет в единое целое повседневные предметы, не имеющие между собой ничего общего. Это одно из самых дорогих произведений швейцарского художника — в 2011 году его продали с аукциона за $6,8 млн.
В главном воздушном хабе Катара также разместились «Маленькая ложь» (Small Lie) от KAWS — гигантская деревянная фигура персонажа, которого художник называет Компаньоном; вдохновленная старейшей в мире астролябией инсталляция «Космос» (Cosmos) француза Жана-Мишеля Отоньеля; «Другие миры» (Other Worlds) — интерактивная детская игровая площадка с восемью фирменными бронзовыми человечками авторства американца Тома Оттернесса; фантазийные белые бронзовые скульптуры растений «Арктические питомники Эльдорадо» (Arctic Nurseries of El Dorado) англичанина Марка Куинна; «Орикс» (Oryx) нидерландца Тома Клаассена в виде стада саблерогих антилоп, аборигенного животного Персидского залива и национального символа Катара; и другие инсталляции.
Инсталляция «Чудесное путешествие» (The Miraculous Journey) Дэмиена Хёрста, расположеннная на территории медицинского и исследовательского центра материнства и детства Sidra, — одно из самых смелых и противоречивых произведений искусства проекта Qatar Creates. 14 бронзовых скульптур высотой от 5 до 14 метров демонстрируют процесс развития эмбриона внутри матки от зачатия до рождения. Инсталляция стоимостью $20 млн подвергалась критике со стороны консервативных катарцев и была демонтирована на какое-то время, но впоследствии презентована повторно.
Одна из главных премьер прошлого месяца — «Дюгонь» (Dugong) американца Джеффа Кунса, установленная на набережной Корниш в парке Аль-Масра. Полихромная скульптура из начищенной до зеркального блеска нержавеющей стали размером 24 х 32 метра изображает морское млекопитающее, которое на протяжении тысячелетий обитало в водах, омывающих Катарский полуостров. Дюгонь — единственный из ныне существующих представителей семейства, к которому относилась стеллерова корова, вымершая в конце XVIII века.
Повышению осведомленности о другом морском виде, находящемся под угрозой исчезновения, посвящена инсталляция Al Nehem Марко Балича, постановщика, на международном уровне работающего в сфере развлечений и шоу-бизнеса. За два дня до старта чемпионата изображающая китовую акулу 30-метровая скульптура из алюминия и стали появилась в центре Лусаила, футуристического молодого города в 20 километрах от Дохи. Воды у побережья Катара являются домом для одной из последних в мире колоний этих крупных акул. Скульптура подвешена на высоте 20 метров над площадью между четырьмя небоскребами Lusail Towers, построенными по проекту бюро, возглавляемого лауреатом Притцкеровской премии Норманом Фостером. Работу Марко Балича дополняют созданные специально для нее световое решение и музыкальная композиция авторства Роберто Каччапальи.
Летом на набережной Лусаила установили инсталляцию «Игаль» (Egal) местной художницы Шук аль-Маны. Пять скульптур представляют собой часть национального головного убора, который мужчины носят поверх квадратного платка под названием гитра. Небольшой наклон каждого из элементов инсталляции символизирует поклон в знак уважения к истории и традициям Катара.
В Katara Cultural Village, культурном центре Дохи, разместилась скульптурная группа «Три обезьяны Ганди» (Gandhi’s Three Monkeys) авторства Субодха Гупты. Индийский художник наиболее известен использованием повседневной металлической утвари в качестве основного материала для своих работ. Впервые визуальная метафора манифеста ненасилия была представлена в 2008 году. Скульптуры в виде голов трех солдат — в темных очках, балаклаве и противогазе — являются отсылкой к ценимой Махатмой Ганди символике трех мудрых обезьян, которые «не видят зла, не слышат зла и не говорят зла».
Набережную неподалеку выбрали в качестве локации для монументальной бронзовой скульптуры «Сила природы II» (The Force of Nature II) Лоренцо Куинна. Скульптуру в виде женщины, раскручивающей планету, итальянский художник создал, находясь под впечатлением от последствий цунами, опустошившего побережье Таиланда, и урагана, обрушившегося на юг США. Аналогичные инсталляции, призванные служить напоминанием о силе природы и том, что Куинн называет «ложным чувством безопасности», находятся в Лондоне, Нью-Йорке и Шанхае.
Катар стал домом для двух произведений американского скульптора-минималиста Ричарда Серра. В своих работах Серра исследует трехсторонние отношения между зрителем, произведением искусства и его местоположением, при этом художник признает, что никогда не знает, как публика отнесется к его очередному творению. Зная координаты, одну из инсталляций — «Восток-Запад / Запад-Восток» (East-West / West-East) — можно найти в пустынной части природного заповедника Брук. Работа, которую Серра считает своим лучшим творением, состоит из четырех стальных плит высотой от 14,7 до 16,7 метров, с равными интервалами расположенных на протяжении одного километра. Визуально она напоминает инопланетный монолит, увековеченный в начальных сценах «Космической Одиссеи 2001 года» Стенли Кубрика. Изготовленная из различных сортов стали инсталляция постепенно ржавеет, но из-за сурового пустынного климата этот процесс происходит быстрее, чем с 7 — другим арт-проектом Серра, появившимся в Дозе несколькими годами ранее. Эта инсталляция (самая высокая за многолетнюю карьеру скульптора) установлена в парке Музея исламского искусства. Семь стальных пластин шириной около 2,5 метров и высотой 24 метра расположены так, что образуют три пространства, через которые зритель может попасть внутрь сооружения и оттуда наблюдать за небом через семиугольное отверстие. Цифра «7» имеет сакральное значение во многих религиях и верованиях, в том числе и в исламе: мусульмане признают семиэтапный акт создания Вселенной, существование семи небес, попадание на последнее из которых сулит высшее блаженство.
Еще одной из достопримечательностей Дохи стала скульптура «Большой палец» (Le Pouce) Сезара Бальдаччини. Впервые французский скульптор и последователь художественного направления «Новый реализм» отлил в металле масштабированный слепок собственного пальца в 1965 году, а затем продолжил создавать серию все более масштабных версий, сделав его самым известным сюжетом в своем творчестве. Отполированная до блеска бронзовая скульптура является знаковым ориентиром для посетителей аутентичного рынка Сук-Вакиф, построенного на месте древнего базара, существовавшего на этом месте века назад.