Ключевые тренды Недели дизайна в Милане — 2024 

В Милане завершилась Неделя дизайна, на которой были представлены 838 брендов. В этом году её посетило рекордное количество зрителей, на 23% больше по сравнению с предыдущим годом. Специально для DEL’ARTE Magazine искусствовед Алёна Григораш героически отстояла во всех итальянских очередях, чтобы рассказать о роли выставки в главных обновлениях дизайна и архитектуры. 

Как устроена
Неделя дизайна

Помимо Недели моды ничто так не наводняет Милан публикой, как Неделя дизайна. Гостей и жителей города ждут выставка Salone del Mobile на периферии города и программа Fuorisalone, для которой районы Милана преображаются благодаря различным временным выставочным пространствам. Всю неделю для посетителей мероприятия проводятся различные инсталляции, перформансы, эксклюзивные визиты в исторические палаццо, посольства и частные дома, а также промоакции, безудержные вечеринки и деловые выступления. 

JR. «Рождение» © Фото: Алёна Григораш

На Экспо в этом году визуальный ряд был довольно нейтральным: светлые тона, отсутствие орнаментальности, мягкие линии, стремление к устойчивости и экологичности. Перчинкой среди этого царства убаюкивающего комфорта стала провокационная кино-драматичная инсталляции Дэвида Линча «Комната для размышлений». 

Город же, отданный программе Fuorisalone, наводнили инсталляции из цветных трубок и нитей оп-арта, искусственные туманы ленд-арта во дворах, сады медитаций с металлическими камнями арте повера, чёрно-белый стрит-арт и небывало яркие цвета пост-поп-арта и постцифровизации. 

MAD architects. «Потрясающая прогулка» © Фото: Алёна Григораш

О параллельных выставках
дизайна и архитектуры

В бесконечном перемещении между уличными инсталляциями, дворцами и демонстрационными залами брендов в центральной зоне города невозможно было пройти мимо музейных временных выставок, которые можно считать концептуальными ориентирами организаторов Недели дизайна. Самой заметной из них стала ретроспектива в Триеннале антидизайна из 1990-х Алессандро Мендини, известного своим креслом «Пруст» в расцветке пуантили. 

Алесандро Мендини. «Кресло» © Фото: Алёна Григораш

Кроме того, отдельную инсталляцию ему также посвятил Филипп Старк, работы которого были представлены там же, как раз напротив выставки Мендини. Помимо этого, в музее дизайна ADI открылась экспозиция в современном японском дизайне «Происхождение простоты», посвящённая натуральности, примитивности, переработке, эстетике «Сделай сам», прозрачности и компактности. 

Дин Курамото. «Бамбуковый стул» © Фото: Алёна Григораш

Нельзя не упомянуть о мини-выставке из болонских фондов «Рождение современного города: от Антонио Сант-Элиа до Людовика Кварони». На ней можно было увидеть эволюцию технологичной и энергичной архитектурной графики: от итальянского футуризма начала XX века, примерами которого являются планы аэропорта, созданные работавшим в Италии болгарином Николаем Дюлгеровым, до внушительных зданий эпохи фашизма, таких как Дворец итальянской цивилизации в Риме с проектом освещения 1940 года Джованни Гуэррини. 

Одновременно с выставкой архитектурных архивов прошла долгожданная презентация новой серии столов Нормана Фостера, вдохновлённых профилем велосипеда. 

Норман Фостер. Стол © Фото: Алёна Григораш

Мода и история

Знаменитые бренды в этот раз решили подчеркнуть свой креативный вклад в развитие города обращением к корням итальянского и европейского искусства XX века. Bottega Veneta, отмеченная премией Недели дизайна, реконструировала в оплётке фирменной кожей табурет LC14 Ле Корбюзье. Архитектор придумал его во время разглядывания деревянного ящика из-под бутылок вина. Louis Vuitton показал выполненные заново на керамическом производстве Richard Ginori тарелки с небесными светилами. Их автор — Джо Понти, один из отцов итальянского дизайна. Он нарисовал эскизы тарелок в 1957 году специально для виллы Планчарт в венесуэльском Каракасе. Бренд Gucci обратился к креативной истории семьи Порталуппи, а Loro Piana — к Чини Боэри. Бренд Loewe решил показать историю производства сумок, предложив 24 дизайнерам, которые на постоянной основе работают с модным домом, создать на этот раз необычные светильники. Hermès вернулся к историческим корням фирмы и воспользовался конскими попонами, хлыстами и атмосферой ипподрома, а Giorgio Armani выставил вечерние платья в интерьерном дизайне среди фотографий личного архива из поездок на Восток. А вот среди молодежной публики самым активным оказался интерес к теме спасения оазисов, предложенной в честь века работы марки Ermenegildo Zegna, и к посвященным ей постэкспрессионистским шоперам цвета земли и зелени. 

Луи Вьютон. Перевыпуск тарелок Джо Понти © Фото: Алёна Григораш

Новая скромность и ресайкл 

В ситуации неокончившегося экономического кризиса в моду вошли тихая роскошь и новая скромность, которую можно назвать продолжением итальянского движения арте повера, бедного искусства. Самые люксовые марки представляют намеренно простую латунную посуду (Boffi), покрывшиеся патиной минималистичные столешницы, где сложная электроника убирается за тонкой выезжающей приборной панелью. Намеренно берутся как бы грубые куски мрамора или глыбы камня, на которых парят варочные поверхности («Возвышение гравитации», Gaggenau). Впрочем, новые сложные технологии нагрева позволяют поверхности оставаться холодной независимо от того, где будет стоять в это время кипящая кастрюля. 

Поггенпол. «Гравитация». Кухни в подсветке © Фото: Алёна Григораш

Кухни могут быть спрятаны за раздвижным фасадом, что особенно удобно в узком рабочем пространстве. При этом рабочие поверхности могут производить вау-эффект благодаря подсветке разломов в мраморе или же переработке алюминиевого сплава (Hydro CIRCAL 100R), который на открытом воздухе обретает эффектный зелёный цвет. Вазы могут быть созданы из переработанного муранского стекла, а столы и лампы — напечатаны на 3D-принтере из отходов древесного производства (Harry Thaler, Alcova). 

Не всё металл, что кажется 

Тренд на металлические поверхности является доминирующим и распространяется буквально на всё: от светильников и стульев до кухонь и ванн. При этом, так как металл является теплопроводным материалом, часто вместо него используют дерево, которое приобретает фактуру металла. Или же наоборот, металл имитирует поверхность дерева («Преимущество Австрии», arch. Vasku & Klug), метеорита или даже лунного грунта. 

Столы из экспозиции австрийского павильона, архитекторы Васку и Клуг © Фото: Алёна Григораш

Впрочем, обманок благодаря высоким технологиям в этот раз более чем хватает. В области света это проводящие к лампам ток тканевые ленты, которые позволяют менять композицию светильников. Или же это могут быть световые инсталляции, созданные с помощью стеклянных верёвок или световых спиралей, собранных в сферы. Но на Неделе дизайна также есть место и романтике неба, когда прямые линии соединяют точки света в знаки зодиака («Пере/Создание», LASVIT). 

Ласвит. Световая композиция в виде знака зодиака © Фото: Алёна Григораш

Отдельно можно выделить кинетические лампы в форме шара в шаре, созданные по принципу китайских шаров-головоломок (un_object).   

un_object. «Кинетическая лампа» © Фото: Алёна Григораш

Кислотный кэмп,
пудровый комфорт

С одной стороны, в выставке под эгидой журнала Elle Decoration и в испанском доме по соседству с ней можно было увидеть трендовый цвет персикового пушка, который предложил институт Pantone для 2024 года. 

ACdO. Фрагмент экспозиции испанского павильона. Плетёная лампа © Фото: Алёна Григораш

С другой стороны, в ситуации экономики впечатлений и демонстративного потребления, особенно актуального для поколения зумеров, многие молодые компании обратились к кричаще-яркой иронии сюрреализма (дома и бутики Toiletpaper). 

Тойлет пейпер. Фрагмент интерьера апартаментов на Виа Бальзаретти, Милан © Фото: Алёна Григораш

Вспомнили и диван в виде губ от Сальвадора Дали, и платье-лобстер Скиапарелли, и карусель цветов и яркие полоски Memphis Group. 

Эли Сааб. Кресло-лобстер © Фото: Алёна Григораш

Местом, где и яркие цвета, и пудровые оттенки шебби-шика смотрятся одновременно эффектно и уместно, стала виртуальная реальность, которая в этот раз была представлена в многочисленных диджитал-инсталляциях («Объединение противоположностей: пересечения за пределами границ», KIA). Особенно интересно было наблюдать за экспериментами emotional tech, сканирующего человека и раскладывающего ауру на цвета, по которым можно формировать сценарии креативного пространства (mirror.it).

KIA. Фрагмент иммерсивной инсталляции © Фото: Алёна Григораш

Чёрная кухня — белая спальня

В итальянской культуре, где разговоры о еде всегда будут во главе угла, кухня является сердцем дома. В бесконечной веренице кухонь явно виден возврат к ампирной гамме: тёмным породам дерева, чёрные, замаскированным под камень столешницам, хвойного цвета дверям шкафов (febalcasa). Миром смесителей правит чёрный цвет (fir-italia), также можно найти все вариации патинированной латуни. Повсеместно наблюдается возврат к традиционному английскому типу двухвентильного смесителя. В ванной комнате предлагается погрузиться в японскую атмосферу медитативного тёмно-серого (artemisiacasa) или чёрного цветов, выбирая между душем или небольшим личным бассейном. 

Петер Цумтор. Шезлонг © Фото: Алёна Григораш

В зоне спальни, наоборот, можно заметить возврат к огромным кроватям, диванным углам (depadova), шезлонгам и оттоманкам (Valserliege, Peter Zumthor), пуфам, пухлым креслам, деревянным ширмам и зеркалам затейливой формы.

Зеркало из экспозиции галерее Time & Style, Milan © Фото: Алёна Григораш

Кажется, что мир дизайна через соответствие идеям скромности и следование истории и устойчивого развития тихо начинает возвращаться к идее гедонистического комфорта, пока ещё очень медленно и интимно, оставляя самые яркие фантазии эксцентричным бунтарям и миру виртуальной реальности (оракул Недели дизайна).

Bakalowitz. Лампа. Австрийский павильон © Фото: Алёна Григораш

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты