Не Колизеем единым: современная архитектура Рима

Сложно назвать Рим центром современной архитектуры, тем не менее на рубеже XX-XXI веков в Вечном городе появилось несколько сооружений, над созданием которых работали ведущие архитектурные бюро. Нельзя сказать, что проекты, о которых пойдет речь в статье, были приняты общественностью с раскрытыми объятиями, но сейчас без них уже невозможно представить столицу Италии.

Ренцо Пьяно. Аудиториум — Парк музыки (1994-2002)

© Фото: rpbw.com

“Аудиториум – это репрезентант тщательно продуманной музыкальной архитектуры и экстраординарный проект реквалификации территории”, – говорится в первой фразе в описании проекта на сайте Парка музыки. Его создатель Ренцо Пьяно отмечал, что «самое большое приключение для архитектора – построить концертный зал». Аудиториум – не первый музыкальный проект одного из основателей стиля хай-тек, который работал над сооружениями этого типа в Париже, Берлине, Турине и Парме.

«В этих проектах музыка всегда была в центре внимания, мы работали с акустикой и музыкантами. Римский Аудиториум – не просто концертный зал, это Город музыки с тремя залами, амфитеатром, большими пространствами для репетиций и звукозаписи», – утверждал Ренцо Пьяно.

В Риме этот проект позволил заполнить лакуну, предоставив городу три музыкальных зала разных размеров и акустических характеристик, а также четвертое пространство – амфитеатр под открытым небом. Дом для классической музыки, отвечающий масштабу и потребностям итальянской столицы.

© Фото: rpbw.com

Разместить новый концертный зал за пределами исторического центра было решено по двум причинам. Во-первых, там просто не нашлось бы места для такого огромного комплекса. Во-вторых, имело смысл построить его в районе, где когда-то уже была налажена инфраструктура, позволяющая принимать большое количество посетителей. Такое место в Риме – квартал бывшей Олимпийской деревни для Игр 1960 года, рядом с Дворцом спорта Пьера-Луиджи Нерви и стадионом Фламинио. Аудиториум также рассматривался как один из шагов по реквалификации этого ставшего спальным и не совсем благополучным района.

Во время проведения раскопок на начальном этапе строительства, как это часто случается в Вечном городе, на территории будущего Парка музыки был найден фундамент большой древнеримской виллы возрастом около 2600 лет. Нужно было сохранить этот археологический памятник, сделав его частью комплекса, поэтому большая часть первоначального проекта была пересмотрена.

© Фото: rpbw.com

Ренцо Пьяно решил не размещать все три зала в одном помещении, сделав их независимыми структурами. Каждый зал помещен в контейнер, своего рода акустическую коробку. Три контейнера расположены симметрично вокруг пустого пространства, которое превратилось в четвертый зал – амфитеатр. Первый – зал Петрасси на 750 мест – это универсальное пространство, в котором использовались решения, разработанные Ренцо Пьяно для зала IRCAM в Париже. Стены и потолок в нем подвижные, некоторые характеристики стен также могут быть изменены для получения максимально качественной акустики. Второй – зал Синополи на 1200 мест – также имеет регулируемые сцену и потолок, он напоминает концертный зал Линготто в Турине и особенно подходит для концертов камерной музыки и танцевальных перформансов. Третий – главный зал Святой Чечилии – вмещает 2800 человек, он предназначен для симфонических концертов.

Различные архитектурные элементы Аудиториума призваны вызвать в памяти зрителей аналогии с музыкальными инструментами благодаря своей форме и использованию дерева в качестве основного материала. Еще одна аналогия возникает в связи с расположением трех залов в зеленом пространстве виллы Глори: их нетипичные формы вполне могли появиться в рисунках Пиранези как метафора классической античности.

Заха Хадид. MAXXI — Музей искусств XXI века (1999-2010)

© Фото: maxxi.art

MAXXI – Музей искусств XXI века, построенный Захой Хадид, первой женщиной-архитектором, ставшей лауреатом престижной Притцкеровской премии, – тоже находится в районе Фламинио. Одной из целей его строительства, также как и в случае с Аудиториумом, была реквалификация территории, создание нового культурного центра притяжения на месте бывших казарм. Проект англо-иракского архитектора был выбран в результате международного конкурса за «способность интегрироваться в городское пространство и инновационное архитектурное решение».

© Фото: maxxi.art

Часть казармы была интегрирована и стала одним из залов музея, чтобы сохранить связь и протяженность городского полотна квартала, в котором все окружающие здания выполнены в относительно едином стиле. Музей спроектирован в соответствии с воззрениями Хадид, которая отрицала идею «музея-здания-контейнера». Сложность объемов, криволинейность стен, изменчивость и перепад высот, перетекание одной галереи в другую определяют пространственную и функциональную структуру, в которой путь зрителя всегда разный и неожиданный. Архитектура музея MAXXI формирует подходящее и гостеприимное выставочное пространствокак для экспонирования произведений искусства XXI века от фотографий до сложных инсталляций, так и для нахождения там зрителей. Непрерывность пространства, черные лестницы и прозрачные потолки, через которые проникает дневной естественный свет, – таким предстает рай для кураторов современного искусства. По словам Захи Хадид, элементы, которые она использовала в своих проектах, создают «новый вид текучей пространственности, имеющей множество точек обозрения, призванной олицетворять хаотичное течение жизни современного человека».

Ричард Мейер. Церковь Дио-Падре-Мизерикордиозо (1998-2003)

© Фото: meierpartners.com

Церковь в периферийном районе Рима была создана к Великому юбилею 2000 года. Проект Ричарда Мейера победил в международном конкурсе, объявленном викариатом Рима по желанию Папы Иоанна Павла II. Во время презентации проекта архитектор отметил, что «белые паруса поведут нас к новому миру». Церковь построена в районе, который в то время только развивался, на месте, где религиозное здание было предусмотрено мастер-планом.

Как и большинство работ Мейера, церковь Дио-Падре-Мизерикордиозо  выполнена из белоснежных материалов. Здание состоит из трех «парусов», самый высокий из которых достигает 26 метров. Это самонесущие конструкции, для их изготовления использовали панели двойного изгиба весом в 12 тонн. Для монтажа и сборки был построен специальный кран высотой 38 метров. Основной строительный материал – специальный поглощающий смог цемент, запатентованный компанией Italcementi, способный самоочищаться благодаря эффекту фотокатализа.

© Фото: meierpartners.com

Каждый архитектурный элемент здания символичен. Неф церкви под тремя парусами воплощает идею церкви-лодки, которая, согласно христианской традиции, помогает человеку «плыть» по морю жизни в сторону новоготысячелетия. Три паруса – символ святой Троицы – расположены таким образом, чтобы защищать неф и тех, кто находится внутри, реализуя идею божественного покровительства.

Мейер тщательно изучил свет и его эффекты. Несмотря на то, что вся конструкция покрыта стеклом, прямой солнечный свет никогда не проникает в церковь за исключением моментов летнего полудня, когда из маленького окна солнечные лучи попадают прямо на распятие.

В этом произведении архитектуры мастерски соединяются эстетика, функциональность и символизм, так воплощается идея архитектора о том, что церковь Дио-Падре- Мизерикордиозо – это место паломничества нового тысячелетия.

Ричард Мейер. Музей «Алтаря Мира» (2006)

© Фото: Wikimedia Commons

Первый памятник современной архитектуры, появившийся в центре Рима после падения фашистского режима, музей «Алтаря Мира» вызвал и до сих пор вызывает горячие споры, как и многие другие проекты американского архитектора Ричарда Мейера. Большой белый параллелепипед, в котором заключен Алтарь Мира, античный монумент, созданный, чтобы восхвалять императора Августа, его завоевания и правление, по мнению многих, слишком большой и инвазивный для итальянской столицы.

Чистота и простота форм, объемов и пропорций были вдохновлены античной римской архитектурой, и каждая деталь этого музея проработана в соответствии не только с монументом, но и с окружающим его городским контекстом.

Мейер создал белоснежную площадь напротив церкви Сан Джироламо, которую кто-то назвал «насилием», а кто-то идеальным чуть возвышенным пунктом, с которого можно рассмотреть фасад церкви XVI века.

© Фото: Wikimedia Commons

С площади зритель попадает в коридор с белыми гладкими стенами, на которых находятся музейные экспликации и макет с реконструкцией района Кампо Марцио, где в эпоху античности стоял Алтарь Мира. Дальше слева тянется стена из необработанного травертина из карьеров близ Тиволи – того же самого, из которого построены здания, формирующие соседнюю с музеем площадь Августа. Этой стене «отвечает» расположенная перпендикулярно справа изолированная панель из обработанного отполированного травертина. Ее положение определяет идеальный для восприятия вид на Алтарь Мира, который должен открываться зрителю. Это помогает не обращать внимания на стоящие за окнами здания ХХ века. Слева стеклянные стены открывают вид на платаны на набережной Тибра.

Алтарь Мира находится в большом пространстве, поддерживаемом по краям четырьмя белыми колоннами, с нервюрным потолком, через который видно небо. Стеклянные стены состоят из панелей разного размера: в верхней части стены он составляет 1.5х5 метров, в нижней – 3х5 метров. Они созданы с помощью инновационной технологии, помогающей снизить воздействие солнечных лучей на памятник без потери прозрачности, на момент строительства ею владели только две немецкие компании. Мраморный монумент полностью защищен от внешних загрязнений, пыли и выхлопных газов, а также от перепадов температур, которые запускают процесс разрушения материала.

Studio Fuksas (Массимилиано и Дориана Фуксас). Европейский конгресс-центр «Облако» (2001-2016)

© Фото: Wikimedia Commons

Новый конгресс-центр в римском квартале EUR был открыт в 2016 году, его строительство длилось 15 лет. Это один из римских долгостроев, окруженный спорами, жалобами и скандалами, во время одного из которых автор проекта Массимилиано Фуксас угрожал, что не станет подписывать сооружение своим именем.

Целью строительства было создание инновационного и самого крупного конгресс-центра Европы. Он вмещает 8 тысяч человек, из них почти 2 тысячи в самом сердце здания – «Облаке». Центр спроектирован как модульная структура, таким образом, его можно разделять на несколько отдельных пространств с помощью мобильных стен – максимум на 24 зала разной вместимости.

© Фото: Wikimedia Commons

Фуксас разделил сооружение на три части:

  • Teca (с ит. «сундук, контейнер») – «коробка» здания, которая представляет собой полностью прозрачный параллелепипед из стали с двойным фасадом из стекла.
  • Nuvola (с ит. «облако») – внутренний конференц-зал (1800 мест) и характерный элемент всего проекта. Оно закреплено в двух точках и предстает парящим внутри коробки. Каркас зала изготовлен из стали и покрыт матовым листом из микроперфорированного стекловолокна, создающего эффект облака.
    Тщательно изученный архитектором, этот эффект в полной мере проявляется при вечернем освещении, когда очертания аудиториума лучше всего видны через стеклянные стены. Внутри зал отделан черными панелями из дерева, которые гарантируют идеальную акустику внутри помещения. В «Облако» ведут самые длинные эскалаторы в Европе.
  • Lama – отель, полностью независимая структура, стоящая отдельно, но входящая в комплекс конгресс-центра.
    Гибкость, которая лежит в основе проекта, позволила в 2021 году сделать это здание главным вакцинационным центром Рима, что очень сильно снизило градус первоначальной критики, поступавшей в адрес «Облака».

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты