ГМИИ им. Пушкина продолжает открывать запасники и показывать графику, представляя зрителю новые виды искусства. В этот раз кураторы собрали более 150 рекламных эстампов лучших английских художников и дизайнеров — Обри Бёрдслея, «Братьев» Беггарстафф, Эдварда Макнайта Коффера, Тома Пёрвиса, Эдварда Боудена, Остина Купера — для выставки «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX — начала ХХ века». Специально для DEL`ARTE Magazine Александра Ерошенко посетила выставку и рассказала, на что стоит обратить внимание на агитационных постерах Первой мировой, почему электрический обогреватель на рекламе изображен в каминном портале, и как «Медичи XX века» изменил образ подземки.
Выставка «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX-начала ХХ века» посвящена периоду, когда массовая реклама начала активно развиваться, а перед художниками ставились сложные задачи — приучить потребителей к новым товарам и услугам, вдохновить на победу в войне, и, конечно, сделать это «красиво».
Кураторы выставки решили разделить ее по тематическому принципу, а не по именам художников или, например, в хронологическом порядке. Такая организация пространства дала возможность увидеть оригинальный подход к созданию рекламы одного и того же товара или услуги.
Книжное искусство
Обри Бёрдсли. Издательский каталог Publisher. Детские книги. 1895 г.
Своеобразие британского рекламного дизайна объясняется тем, что общество Викторианской эпохи считало рекламу проявлением маргинальной культуры, поэтому над постерами работали только художники-самоучки. Что отличало британскую школы от, например, французской, где рекламу создавали известные графики. Одним из таких самоучек был художник Обри Бёрдслей.
Афиша каталога «Publisher» Обри Бёрдслея анонсировала издание детских комиксов о приключении брауни — маленьких домовых. Художник работал в собственной узнаваемой стилистике: крупные локальные пятна с тонкими, изящными очертаниями, характерными для эпохи модерна. Бёрдслей никогда не посещал художественную школу, ни у кого не учился рисованию. Единственным источником его вдохновения была японская гравюра: он собирал эстампы и копировал их. Именно это увлечение привнесло в его работы линеарность и лаконичность.
Морис Уильям Грейффенхаген «Возвращение Айши». 1905 г.
Постер Мориса Уильяма Грейффенхагена к популярному роману Генри Райдера Хаггарда «Возвращение Айши» делает акцент на мистицизме истории. В центре сюжетной линии — любовь современного европейца к древней аравитянке, воплощающей все мировое зло. Художник изобразил возрождение древней богини после поцелуя возлюбленного. Этот постер отражает компилятивность английского рекламного искусства, вобравшего в себя достижения мировой графики: Грейффенхаген работает под влиянием Альфонса Мухи.
Скетч-клуб
Для английского общества характерно стремление к созданию тайных дружеских клубов, дающих ощущение элитарности. Уже в 1900-х годах художники, занимающиеся рекламой и карикатурой, создали свое общество, получившее название «Скетч-клуб». Яркие эпатажные шоу, в которые молодые авторы превращали свои выставки, были самыми ожидаемыми событиями в британской культурной жизни.
Сесил Чарльз Уинлдзор Олдин «Электрический обогреватель. Так хорошо и тепло». 1900 г.
С развитием промышленности появилась необходимость создавать рекламу бытовых приборов. С помощью постеров нужно было убедить людей покупать предметы, которых у них никогда в жизни не было. Это была непростая задача, учитывая консерватизм британского общества. Сесил Олдин, член скетч-клуба, решил эту проблему в постере «Так хорошо и тепло», который рекламировал электрические обогреватели. Художник создает рисунок в теплых тонах, передавая атмосферу дома и семейного очага. Руководствуясь этой целью, он объединяет новшества и традиции: электрический обогреватель вставлен в портал камина, который был характерным предметом в английских интерьерах. Такой прием делает рекламу очень понятной и доступной, потому что воздействует на желания каждого человека — потребность в уюте и домашнем тепле.
Лондонская подземка
Эдвард Макнайт Коффер «Букингемский дворец со стороны парка Святого Джеймса». 1934 г.
В 1930-х годах развивалась художественная реклама лондонского метро. Это связано с назначением Фрэнка Пика на должность руководителя рекламной службы. Он обладал тонким вкусом, и его называли «Медичи ХХ века». Художники, которым Пик заказывал рекламу, подходили к выполнению работы оригинальным способом: они изображали не сами станции метро, а различные мероприятия и достопримечательности, к которым подземка поможет добраться максимально быстро.
Эдвард Макнайт Коффер «Вестминстерский дворец со стороны Темзы». 1934 г.
В 1934 году художник Эдвард Коффер создает серию из шести модернистских пейзажей, посвященную маршрутам LPTB. В лаконичной манере, используя строгие геометрические формы и четкие силуэты, график изображает основные достопримечательности столицы Великобритании: Лондонский Тауэр, Вестминстерское аббатство, Букингемский дворец. Обращаясь к зданиям-символам, реклама сформировала устойчивое восприятие логотипа метрополитена и привлекла внимание к историческим местам в Лондоне. Модернистские постеры Эдварда Коффера привлекали внимание необычной техникой исполнения, напоминающей коллаж.
Политическая пропаганда
После социальных потрясений конца XIX века в Великобритании, как, впрочем, и во всем мире, усиливается политическая пропаганда. Стоит заметить, что большая часть постеров на эту тему выполнена художниками, имена которых неизвестны. С началом Первой мировой войны рекламные агентства во всех странах перешли на агитационную работу, популяризируя всеобщую мобилизацию.
Неизвестный художник «Призываю тебя». 1915 г.
Постеры, представленные на выставке «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX-начала ХХ века», демонстрируют нетривиальный подход художников к решению сложных рекламных задач. По словам куратора выставки Ирины Никифоровой, британскую рекламу отличает тонкий вкус и деликатность, так как широкая публика не принимала грубое навязывание товара. Несмотря на то, что плакаты и постеры мы привыкли видеть совсем не в музейных пространствах, произведения таких мастеров, как Обри Бёрдслей, Эдвард Коффер, Уильям Грейффенхаген подтверждают основную идею выставки: реклама — полноправный вид графики, раскрывающий дух эпохи.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал