11-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдёт с 29 сентября по 1 октября 2023 года в новой локации — Павильоне «Форум» Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр». В программе события — показ спецпроектов и большая дискуссионная панель. Редакция DEL’ARTE Magazine отобрала самые интересные стенды из 80 галерей-участников из разных городов России.
Anna Nova Gallery
Пётр Дьяков. New Yorik, 2023. Фото предоставлено галереей
Одна из ведущих арт-институций представит работы петербургских художников — Александры Гарт, Петра Дьякова и Дениса Патракеева. В этом году в фокусе экспозиции стенда не живопись, а графика и скульптура. Работы Александры Гарт — постапокалиптические пейзажи: четырёхметровые свитки рисовой бумаги, листы пергамина и глитч-панно с известным визуальным мотивом художницы — «рябью». В диалог с графикой Гарт вступают бронзовые скульптуры Петра Дьякова, выполненные в его авторской технике с использованием отпечатков и следов собственных рук.
Секция «База». Стенд В2.
«Гридчинхолл»
«Часовня еды и питья для хороших людей». Никита Алексеев. Фото предоставлено галереей
Загородная галерея и арт-резиденция с внешними пространствами, связывающими искусство и природу, расположена в окрестностях подмосковного Рублёвского шоссе. Галерея — участник российских и международных биеннале заглавной работой стенда покажет «Часовню еды и питья для хороших людей» художника Никиты Алексеева. Восьмичастная работа на бумаге была представлена в галерее в рамках проекта «Бумажные часовни» в 2012 году. Помимо этого произведения, на стенде «Гридчинхолла» можно будет увидеть новый полиптих Аси Феоктистовой и недавно созданные холсты (1,5 × 2 м) Владимира Грига, полностью покрытые стеклярусом и бисером.
Секция «База». Стенд Б24.
Ruarts Gallery
«Без названия», 2023, чеканка по фольге. Гриша. Фото предоставлено галереей
Московская галерея, основанная в 2004 году коллекционером Марианной Сардаровой, сегодня поддерживает и продвигает искусство российских и зарубежных художников. В этом году на стенде Ruarts впервые прозвучит диалог между работами Алексея Луки и Гриши. Оригинальная сценография поделит стенд на две части: белое галерейное пространство и фантазийное загадочное, где обыгрывается образ полуразрушенной усадьбы с фантомными воспоминаниями. Рисунки в концепте Horror vacui («боязнь пустоты») и тонкие пластины Гриши в технике чеканки на фольге выглядят как диковинные реликвии, артефакты неизвестной цивилизации. Образ дома-мастерской — важный мотив художественного высказывания Алексея Луки. Художник размышляет о роли личного пространства как места переосмысления внутренних и внешних границ, их столкновений.
Секция «База». Стенд Б3.
Галерея «К35»
Наталия Спечинская, «Молящиеся», 2023. Фото предоставлено галереей
Галерея «К35» появилась на московской арт-сцене в 2008 году. Работы художников институции находятся в известных музейных коллекциях, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее. Основная идея стенда — репрезентация художественного музея вымышленной цивилизации. Фронтальная стена с холстами и скульптурами Наталии Спечинской берёт на себя основную роль в создании иллюзии «игры в Ренессанс». Концептуально работы Наталии пересекаются с новой серией Civilization Андрея Новикова, которая рассказывает о выдуманной, ушедшей в небытие цивилизации. Третьим автором станет Олег Маслов — культовая фигура петербургской арт-сцены.
Секция «База». Стенд В12.
SAS Metagallery
Budapest (цветовая модель города художника-киборга). Neil Harbisson. Фото предоставлено галереей
Первая российская метагалерея токенизированного искусства, которая располагается в Decentraland — одной из крупнейших платформ виртуальной реальности по координатам 38.72. Основной акцент её деятельности направлен на развитие цифрового искусства, TechArt и IT science-art, синхронизацию цифровой, физической и дополненной реальностей. На стенде SAS Metagallery будут представлены работы российских авторов и иностранных художников с мировым именем: Refik Anadol, Philip Colbert, Daniel Martin, Neil Harbisson, STEFA, Synticate, Anastasia Mueller, Bongdoe. Экспозиция стенда под названием «Синхронизация» представит соединение трёх реальностей с помощью инновационных IT-технологий в сфере современного искусства.
Секция «Цифра». Стенд Б10.
Галерея «ЛЮДА»
Субъектон №5 (слева), Субъектон №3 (справа). Грета Демарис. Фото предоставлено галереей
Некоммерческое независимое экспериментальное пространство, созданное в Санкт-Петербурге, представит на своём стенде коллективную выставку работ Алисы Гвоздевой, Катерины Веселовской и Греты Димарис. Экспозиция отразит травму, которую сейчас переживает целое поколение художников. Неизбывная мучительная безысходность, перечёркивающая будущее, делающая невыносимым настоящее, корёжащая прошлое — дух нашего времени, символическими материалами которого становятся чугун у Кати Веселовской, осколки разрушенных домов у Греты Димарис и неокрашенная терракота у Алисы Гвоздевой.
Секция «База». Стенд Б13.
Платформа Форма
Василисса Саврасова, «Сжатие», 2020. Фото предоставлено галереей
Организаторы фестиваля современного искусства «Форма» в 2022 году открыли галерейный проект — «Форма Платформа». В галерее работают дизайнеры из разных дисциплин, которые вместе участвуют в творческом процессе, чтобы выйти за рамки жанра и академичности. На стенде проект представит работы двух художников. Григорий Сельский работает с артефактами нового общества потребления и общества спектакля. Василисса Саврасова — медиахудожница. В её полупрозрачных светоцветовых скульптурах обретают форму материя времени и густота пространства, которые соединяются в многослойные кристаллические структуры и являют собой̆ «сумму всего» — слепленный из затвердевшего света образ вечности.
Секция «Контур». Стенд А27.