«Внутренний мир превратится во внешний»: интервью с Еленой Мосийко

Елена Мосийко — молодая художница, которая прошла длительный путь, прежде чем обрести собственный медиум. Бодипейнтинг стал для неё идеальным методом создания синергии между собственными эмоциями как итогом личной биографии, социального опыта и внутренних прозрений и уникального микрокосма модели, который также возник как промежуточный итог её жизненного пути. 
Внутренний мир каждого человека — это величайшая загадка. И мы не можем постичь мысли и чувства других людей до тех пор, пока не вступим в коммуникацию. Одной из самых простых форм такой коммуникации можно считать мимику и жесты, которые трудно контролировать и которые иногда бывают не обращены никому конкретно. Одной из самых сложных форм выступает искусство, когда наделённый богатой эмоциональной палитрой, острым умом и мастерским владением материала творец оказывается способен с помощью художественных средств передать часть своего внутреннего мира зрителю.
Елена Мосийко взяла элементы первичной сигнальной системы, задача которой — через окраску лица и тела манифестировать для мира уникальное душевное состояние, сделала видимым то, что обычным путём познать невозможно. Её своеобразные перформансы для двух участников напоминают молчаливый диалог или даже сеанс чтения мыслей. Благодаря острой эмпатии художница проникает внутрь души модели, чтобы максимально бережно и тактично явить её грани всему миру.

Cirque © Фото: Инна Банан

Процесс межличностной коммуникации здесь важнее конечного результата. Этим аспектом Елена Мосийко напоминает «живопись действия» Джексона Поллока, который, впадая в некий транс, в процессе создания шедевров экспрессивной абстракции проводил собственный психоанализ. Разница между двумя этими методами лишь в том, что Елена в своём творческом «трансе» проводит психоанализ модели.

— Елена, расскажите немного о себе для наших читателей.

— Я художница, которая специализируется на боди-арте.

Долго думала, как коротко и ёмко определить тему моего творчества, и я бы обобщила это под лозунгом «изучение противоречий этого мира». Мы все существуем в некоем социальном контексте, и я всю жизнь задавалась вопросом: почему что-то так, а не иначе? Это касалось всех сфер моей жизни: от творчества и личной жизни до важных для меня «вечных вопросов». Думаю, главная моя цель — это как раз задать эти «вопросы» моему зрителю, потому что никто из нас не может дать единый точный ответ — все они и верны, и ложны, а правда, как известно, в обсуждениях, в рассказах о наших жизнях и историях.

Кроме этого, мне нравится думать, что, создавая произведения, художники распространяют красоту по миру. У нас есть возможность обратить внимание на чувства и отвлечь зрителя от базовой рутины, показать новые грани и внести в жизнь больше света. Во всяком случае, я бы хотела в это верить.

— В этом году вы участвовали в двух выставках. Расскажите, что это были за проекты и с каким искусством вы там выступали?

— Мои последние два проекта были для выставки Dreams от галереи CISTA ARTS в Лондоне и для выставки NYLights ART EXHIBITION by IKSAD в галерее Awita в Нью-Йорке.

Первый проект был посвящён снам и мирам, в которые нас относит наше бессознательное. Я участвовала на выставке с работой neuro metamorphosis.

neuro metamorphosis © Фото: Саша Савина

Во время создания этой работы я отталкивалась от тех потаённых лабиринтов разума, в которые мы попадаем во время сна и никогда не знаем, где окажемся в следующий раз: в прекрасных и радостных воспоминаниях или в тёмных уголках нашей личной вселенной. Моё первое высшее образование — биологическое, поэтому я обратилась к различным анатомическим атласам и изображениям нейронных связей за вдохновением. Так и получилась данная работа.

Во втором проекте меня никак не ограничивали тематикой, и я решила обратиться к одной из моих любимых тем: размышлениям о будущем нашего биологического вида, о том, что действительно отличает нас от животных и являемся ли мы ими до сих пор, как влияют на нас современные города и насколько мы к ним действительно приспособлены. В процессе набросков я встретила ещё одну интересующую меня тему: где находится грань объективизации женщин, можем ли мы ими восхищаться в разрезе новой этики, на что толкает нас общество в погоне за идеальной красотой. Всё это в какой-то момент слилось в единую работу Urbanprimate.

— Вы пробовали разные медиумы, почему решили остановиться на таком экзотическом для сегодняшнего дня, как бодипейнтинг?

— Честно говоря, бодипейнтинг мне не кажется экзотикой в современном контексте. Арт-практик множество, и мы просто выбираем то, что максимально резонирует с нами.

За свою жизнь я перепробовала очень многие практики: занималась и керамикой, и живописью, музыкой, даже работала по дереву. Но каждый раз, когда начинала изучать новую сферу и во мне разгорался интерес, я понимала, что чего-то мне в этом медиуме не хватает. Я довольно быстро осознала, что визуальное искусство для меня самое откликающееся. В живописи меня всегда увлекала текстура и цвет, который так по-разному раскрывается, в керамике — объёмы и фактуры, полная свобода в пространстве и форме, но мне никогда не хватало возможности объединить эти характеристики и влюбиться по-настоящему.

Urban primate © Фото: Саша Савина

История любви с боди-артом произошла довольно случайно: в какой-то момент дома мне в руки попала баночка с аквагримом, я попросила знакомую, которая была в гостях, «одолжить» мне свою руку на тест. В итоге вернулась в реальность я только через много часов, когда на теле знакомой уже не осталось свободного места.

Во-первых, меня невероятно увлёк масштаб работы — всё же приблизительная площадь тела человека около двух квадратных метров, — а во-вторых, это совершенно необыкновенный холст: он живёт, движется, дышит, испытывает эмоции, говорит о чувствах. На мой взгляд, это всё невозможно в классической живописи.

Я довольно быстро сфокусировала своё внимание именно на этой сфере. Мне нравится, что между мной и моделью возникает своего рода связь — мы вместе творим, это неразрывный процесс. Также в моей работе нет никаких настоящих ограничений (а именно это меня раздражало в других медиумах), я могу остановиться на любой области тела, использовать любые материалы. Например, в своих последних проектах я использовала искусственные волосы, желатин, мёд, масло, глину, не говоря уже о гриме и водных красках, а такое разнообразие всегда завораживает.

— Боди-арт когда-то начинался в рамках перформанса и акционизма. Вы создаёте перформансы или ограничиваетесь фотографиями?

— Это довольно сложный вопрос, так как конечный результат моей работы — это фотография. Мне нравится, что это моя возможность зафиксировать свою работу на долгие годы. Но при этом сам съёмочный процесс является своего рода перформансом, во время которого в первую очередь я взаимодействую с моделью и фотографом: модель отдаёт мне своё тело для работы по моим эскизам, а я стараюсь почувствовать её эмоции, слушаю её, стараюсь настроиться на одну волну настроения. Моя арт-практика существует неразрывно с «материалами», если можно так выразиться: в моём опыте я отталкиваюсь не только от своих идей и эскизов, но и от состояния человека, на котором рисую, одно без другого невозможно. Думаю, как у всех художников, в моей жизни было очень много ошибок и невышедших проектов: чаще всего они были связаны именно с тем, что вся картинка целиком не работает — у меня и моей команды разное видение, пластика тела или настроение модели не позволяет мне раскрыть мою идею и так далее.

Monetochka in red © Фото: Саша Савина

Так что, отвечая на вопрос, у меня есть ощущение, что моя конечная цель — это фиксация фотографией перформанса, хотя, если смотреть таким образом, думаю, у многих художников внутренний процесс устроен похоже.

Создание произведения — один из самых важных процессов, не менее важный, чем конечный результат.

— Сказанное вами напомнило мне о «живописи действия» Джексона Поллока, когда процесс создания произведения оказывался так же важен или даже важнее конечного результата. В отличие от основателей боди-арта, вы предпочитаете работать не со своим телом, а с моделями. Расскажите, почему это важно для вас?

— На это есть две важные причины, первая из них техническая. Мне просто удобнее видеть со стороны на чужом теле моё произведение, корректировать его. Вдобавок часто я работаю с нефиксирующимися материалами, например с гелем для тела, который я подкрашиваю в разные цвета для текстуры. Работать на собственном теле было бы сильно сложнее.

Вторая причина гораздо более личная: в своей жизни я пережила очень сложные периоды нелюбви к своему телу, в определённые этапы это граничило с дисморфофобией, я пережила булимию. Это очень сложная история, с которой я работала долгое время, думаю, это одна из причин, по которым мне так нравится работать именно в боди-арте с разными людьми и их телами, их историей. Я уверена, что в какой-то момент мне хватит смелости сделать проект с моим телом, посвящённый этой главе моей жизни — но к этому я хочу правильно и осторожно подойти, потому что знаю, что для многих эта тема непростая. Я бы очень хотела, чтобы, если вдруг эти работы увидел человек, столкнувшийся с похожим этапом, он почувствовал моё понимание, мою поддержку и любовь, конечно.

The fallen 2 © Фото: Игорь Павлов

— В своём артист стейтмент вы пишете, что стремитесь показать различные состояния и этапы жизни человеческого тела «от рождения до смерти» и то, как на него влияет окружающая среда. Но в портфолио я нашёл только фотографии людей модельной внешности. Вы планируете расширять свою практику и включать моделей разных возрастов, этнических групп, комплекций? Может быть, людей с ограничениями?

— Кажется, мне следует немного пояснить, что я имею в виду в артист стейтмент. Я пишу о том, что наше тело несёт на себе всю нашу историю с самого рождения. Шрамик от гвоздя или пореза в детстве, любимая родинка в странном месте, седая прядь, необычно длинная ресница. Мне нравится работать на любом теле, потому что эти маленькие моменты рассказывают о жизни, даже если человек не произнёс ни слова, а моя работа дополняет и использует эту необыкновенно личную территорию.

По поводу работы с разными людьми: я всегда открыта к экспериментам и разным возможностям, участниц моих проектов я выбираю не по параметрам, а по внутреннему чувству — я знаю, когда человек мне чем-то интересен и откликается, это не зависит от длины его ног или количества сантиметров в талии.

— Есть какие-то проекты, которые вы хотите реализовать в ближайшее время?

— Проектов всегда множество, вопрос только в том, какие проекты выйдут первыми. Из ближайшего, что должно получить публикации в изданиях, — история о детстве и девушке, потерявшейся в нём; большой кукольный проект, где я с фотографом буду исследовать символ куклы, её «маленькой» и ненастоящей жизни.

Ещё в планах подготовить большой арт-проект, который я бы хотела посвятить моим ощущениям за последние несколько лет эмиграции — я бы хотела, чтобы это был очень личный разговор о том, зрителями каких трагедий мы становимся не по своей воле, какую позицию мы можем занимать и как остаться человеком, когда есть ощущение, что весь мир и общество провалились как концепт.

— В последнее время многие модные бренды стремятся контактировать с современными художниками. С каким брендом вы бы хотели заколлабиться и что бы вы предложили?

— Я с большой радостью принимаю приглашения на коллаборации на съёмках. Мне кажется, что боди-арт — это прекрасная возможность довести картинку до ещё более масштабного уровня. Мне очень нравится сказочность и драматизм повествования разных брендов, за которыми я слежу, и я уже долгое время увлекаюсь модой и парфюмами — если ко мне придут с запросом поучаствовать в съёмках кампейна или рекламного ролика, я была бы очень счастлива. К слову, музыка меня тоже всегда завораживала — я с удовольствием поучаствовала бы в съёмках клипа с любимыми артистами и их творческими командами.

Если честно, не очень хотелось бы выделять фаворитов: я ко многим отношусь с трепетом и уважением, думаю, для любого предложения мы бы смогли найти классную концепцию работы.

Vika in blue © Фото: Саша Савина

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты