10 ноября в Доме культуры «ГЭС-2» начинает работу «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений» (12+) – третья, заключительная часть художественного проекта «Настройки», посвященного исследованию взаимосвязей между звуком, современным искусством и архитектурой.
«Настройки-1» с помощью специально созданных для «ГЭС-2» звуковых инсталляций создавали новые способы прочтения музыки и архитектуры. В «Настройках-2» кураторы исследовали параллели между этапами развития изобразительного искусства и музыки в ХХ веке.
В настоящем проекте зрителя приглашают в семь камерных павильонов, сооруженных на первом этаже Дома культуры. В каждом из них рассказывается отдельная история, выстроенная вокруг одного из знаковых музыкальных произведений разных авторов, живших в период с XII по ХХ век: от бенедиктинской монахини Хильдегарды Бингенской, которая известна как едва ли не первый композитор в истории, до Дмитрия Шостаковича. Дизайнерские решения пространств иногда вдохновлены историческим контекстом, а иногда – обстоятельствами, сопровождавшими процесс сочинения композиции. Дополняют архитектуру и звуковое сопровождения работы художников XX-XXI веков.
В первом павильоне звучит «Императорский вальс» Иоганна Штрауса в обработке Арнольда Шёнберга. Последний в 1918 году организовал в Вене Общество частных музыкальных представлений, название которого позаимствовали кураторы проекта. Архитектурное решение павильона отсылает к стилю ар-нуво и камерности залов, в которых проходили организованные Шёнбергом концерты. Дополняют экспозицию работы Джованни Баттисты Пиранези, Люси Маккензи, Марка Камиля Шемовича, Ирины Наховой, а также Владислава Мамышева-Монро и Валерия Кацубы.
Второй павильон объединяет нетипичный для своего времени струнный Квартет № 14 до-диез минор, законченный Людвигом ван Бетховеном за год до смерти, и произведения Франциско Инфанте-Араны, Олега Васильева, Ивана Чуйкова и Анастасии Цайдер.
Представленные в третьем павильоне последняя, Пятнадцатая симфония Дмитрия Шостаковича и инсталляция Кирилла Глущенко посвящены навсегда остановившемуся мгновению вечности.
В следующем павильоне сюрреалистическую тотальную инсталляцию авторства Ирины Костиной наполняют мистические песнопения Хильдегарды Бингенской. По задумке кураторов, такая звуковая и визуальная среда наводит на размышления о духовном совершенствовании и смыслах современного быта.
Пятый павильон посвящен нарушениям восприятия и навязчивым идеям. В нем звучат «Вариации духа», последнее сочинение композитора Роберта Шумана, страдающего на тот момент от слуховых галлюцинаций. На экране показывают драму «От рассвета до полуночи», снятую Карлом Хайнцем Мартином по сценарию Георга Кайзера. Также в павильоне представлены работы Михаила Врубеля, Альберто Джакометти, Герхарда Рихтера, Фрэнсиса Бэкона, Синди Шерман, Шэннон Эбнер и Ирины Кориной.
Тема, выбранная кураторами для шестого павильона, – новаторство формы и ее восприятия. В реконструкции придуманного Элем Лисицким «Демонстрационного пространства» звучит пьеса «Серые облака» Ференца Листа.
Последний, седьмой по счету павильон посвящен попыткам зафиксировать зыбкое и неустойчивое. В нем звучит вступление к опере «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера и представлены работы Хироси Сугимото и Наири Баграмян.
Работа выставочного проекта «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений» продлится до 12 марта 2023 года. Ознакомиться с дополнительной информацией о каждом из павильонов и правилами посещения Дома культуры «ГЭС-2» можно онлайн.