Рождественская история: воспитание героя от Роберта Земекиса

Время перемен 

В каждом завершении чего-либо есть что-то удивительное и неосязаемое. Завершение долгой учебы, окончание масштабного путешествия или просто прощание со временем всегда будут наполнены особенным чувством. Однако выше всего этого находится Рождество. Один из главных праздников в году всегда ощущается как нечто большее, чем обычное подведение итогов. 

Данное время – возможность стать частью истории, которую невозможно представить. И это чувство сказочной неизвестности находит свое место в искусстве. Будь-то живопись, музыка или литература. Однако кинематограф дает с помощью своих визуальных инструментов, таких как монтаж, ритм и движение камеры, теме рождества дополнительный импульс, что в результате лучше влияет на комплексность повествования. Один из таких примеров – анимационный фильм «Рождественская история» режиссера Роберта Земекиса. 

Основанная на повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» картина Земекиса предстает классическим повествованием о чуде и шансе на исправление собственной жизни: историей об осознании ошибок и попытке понять, когда произошло отделение от окружающего мира. Однако самое важное  – как, а самое главное, когда произойдет критический момент, который станет спасательный кругом из ложного бытия. В фильме Роберта Земекиса таким моментом становится канун Рождества – время волшебства, гуманности и сострадания. Это событие в контексте данной истории является основополагающим звеном в повествовании фильма, которое позволяет понять, что Рождество  – это время перемен.

Судьба из прошлого

Главный герой  – Эбенезер Скрудж. Он одинок, но богат. Кредитная контора заменила ему семью, а постоянное корпение над счетной книгой – счастье. Его стабильный быт отвергает любые праздные «инициативы» действительности. Однако в канун Рождества к  Скруджу является призрак бывшего компаньона Джейкоба Марли и предупреждает его о встрече с тремя Духами Рождества. Они – последняя его надежда на изменение своей жизни и отношения к людям.

Стоит сразу пояснить, что фэнтези – это жанр окружения, где используемая действительность должна отражать настроение и поведение главных героев, а фильм Земекиса следует отнести именно к этому жанру. В зависимости от окружения и создается необходимая атмосфера для “Рождественской истории”. 

Встреча с Духом Прошлого Рождества происходит в спальне Скруджа. В темной и пустой комнате, где единственными предметами интерьера являются кровать, кресло, стол и камин. Подобный скромный набор демонстрирует изоляцию и одиночество главного героя, давая понять, что он не готов тратить деньги даже на себя. Появление Духа Прошлого знаменуется ярким и теплым светом, который контрастирует с темно-коричневыми стенами комнаты. Его главная задача напомнить Эбенезеру о былых чувствах: о времени его энергичного энтузиазма и восторга.

Путешествие в детство и молодость в «Рождественской истории» предстает «единым» воспоминанием. В длительном эпизоде возвращения в юность Земекис применяет бесшовный переход от сцены к сцене. Поэтическое неразрывное повествование создает гармоничный переход между событиями жизни Скруджа.На протяжении всего времени эпизода воспоминаний преобладают светлые тона, символизирующие чистоту эмоций и невинность желаний. Постоянное «летающее» поведение камеры позволяет почувствовать цельность прошлого. При этом плавное движение камеры выполняет функцию персонализации главного героя со временем и событиями, показанными на экране. Для Эбенезера – это лучшее время в жизни, когда искренность порождала новые смыслы и влечения. Из-за того, что камера всегда находится рядом с лицом героя, мы видим истинную реакцию старого Скруджа на происходящее. Будь-то школа или лавка, где он начинал работать.

Ощущение единения подчеркивает ракурс камеры, которая композиционно использует направляющие линии с целью создания эффекта нужности героя. Стоит обратить внимание, как режиссер выделяет сцены Эбенезера и его возлюбленной: их танец на рождественской вечеринке акцентирует внимание на взаимном влечении и осязании, наслаждении от любви. Но этому не суждено быть долгим. Завершающая эпизод сцена расставания дает представление, каким станет главный герой. Размолвка происходит в однотонном кабинете, где банковские счета важнее жизни. Где на столе догорает свеча, как символ идиллии и мечты. Прошлый Эбенезер не способен измениться, но увиденное способно повлиять на Эбенезера настоящего, который просит Духа унести его из воспоминаний. Тени минувших дней начинают процесс внутреннего осознания неверной жизни, который продолжается в знакомстве Скруджа с Духом Настоящего Рождества.

Реалити-шоу 

Если в случае с возвращением в прошлое Эбенезер понимал невозможность изменений, то в реальном времени ему позволяется увидеть начало действий, на исход которых он может повлиять. Эпизод про утраченное время можно охарактеризовать как ностальгическую мелодраму, а эпизод о сегодняшнем дне  – семейная драма. В отличие от прошлого, настоящее уже более рационально и буднично. Движение камеры становится спокойным. Ритм приглушается и больше обращает внимание на личные переживания героев эпизода. Крупные планы лиц и акцентирование на деталях создают узнаваемость окружения в преддверии Рождества.

Визуальный прием «кадр в кадре» с ракурса сверху, так называемого «взгляда Бога», обеспечивает погружение сразу в две плоскости реальности. Реальность Скруджа и реальность города, который отмечает главный праздник года. Особенность Рождества режиссер Земекис сообщает через религию. Вера и прощение становится главным источником манипуляции Скруджем со стороны Духа Настоящего Рождества. Сейчас важно поверить, что есть время на искупление грехов, а радость праздничного быта в суматохе объединяет людей и заставляет забыть о проблемах и невзгодах.

Внедрение Эбенезера в жизнь простых работяг с помощью подглядывания допускает мысль о его убедительном желании исправить свое социальное положение. Быть по одну сторону стола со своими знакомыми становится главным желанием Скруджа. Это сообщается через композиционные режиссерские решения. На общих планах Скрудж занимает позицию незваного гостя/шпиона, который только может наблюдать за семьей своего секретаря за ужином: он слышит и видит все, что происходит за столом, но не в силах повлиять на трагическую ситуацию(пока что). Эбенезер заперт в яркой новогодней клетке, выходом из которой служит признание совершенных ошибок  – личное бездействие в отношении своих близких и знакомых.

Последний шанс 

Окончательно убеждает Скруджа изменить свою жизнь встреча с Призраком Грядущего Рождества. Третий эпизод временных странствий предстает мрачным и холодным пространством, где происходит конфликт и контраст масштабов. Эбенезер перестает быть наблюдателем и превращается в уязвимую жертву, которая не способна сопротивляться случившемуся. Он жалок и мелок перед чувством обреченности. Поэтому Роберт Земекис с помощью внутреннего кадрирования загоняет Скруджа в рамки и темные углы. Точка зрения камеры становится опасной для героя. Неизбежная судьба может оказаться сильнее, если не усвоить урок прошлого, настоящего и грядущего. Дополнительный страх создается путем наезда камеры на могильную плиту в сцене на кладбище. Осознание собственной смерти и отсутствие возможности все исправить отмечается подсвеченной красный цветом могилой, которая является переходом в новый мир.

Однако Эбенезеру попасть в этот мир пока не суждено. Призраки Рождества предоставляют ему шанс разобраться в своей жизни, осмыслить свое скупое отношение к людям и стать примером гуманности и эмоциональной щедрости. Именно с такими мыслями Скрудж просыпается на полу своей спальни. Свежее зимнее утро, освещенное ярким солнцем, показывает истинную прелесть природы Рождества,когда Эбенезер отказывается от старых принципов поведения. Впереди его ждет замечательное время торжественного застолья с семьей и друзьями, когда он вновь начнет испытывать единение со своим сердцем и душой.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты