В начале сентября в Венеции традиционно проходил кинофестиваль. Автор DEL’ARTE Magazine Александра Загребельная, которая побывала на 80-м выпуске смотра, рассказывает о своих впечатлениях и о фильме-победителе «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса.
Юбилейный, восьмидесятый по счёту, он предвещал быть ещё более ярким и помпезным, но вместо этого оказался непривычно безлюдным. По ощущениям, даже в предыдущие годы при ковидных ограничениях был гораздо больший ажиотаж на красной ковровой дорожке. Виной всему продолжающаяся забастовка между профсоюзом голливудских актёров SAG-AFTRA и Альянсом продюсеров кино и телевидения (AMPTP). Забастовка началась 14 июля 2023 года и на момент кинофестиваля большинство актёров из солидарности просто отказались приезжать в Венецию и презентовать фильмы.
В итоге за них отдувались режиссёры, а иногда и родственники героев фильмов, на основе жизни которых были написаны сценарии. Так, после премьеры фильма «Маэстро», срежиссированного Брэдли Купером, весь зал растерянно аплодировал задорному старичку, представляющему фильм. Он оказался сыном композитора Леонарда Бернстайна, который приехал поддержать фильм о своём отце. Несмотря на всю трогательность момента, зал переглядывался и, безусловно, ждал появления самого Брэдли Купера. Особенно если учесть, что за пару дней до премьеры его видели в Венеции с Ириной Шейк и их дочерью. По слухам, он приехал лишь для того, чтобы проверить аудиодорожку своего фильма.
Церемония открытия 80-го Венецианского кинофестиваля. Красная дорожка. Жюри основного конкурса: Салех Бакри, Джейн Кэмпион, Миа Хансен-Лёв, Мартин Макдона, председатель жюри Дэмьен Шазелл, Сантьяго Митре, Шу Ци, Лора Пойтрас и Габриэле Майнетти © Photo: Guglielmo Mangiapane / Reuters
В отличие от Брэдли Купера Йоргос Лантимос на премьеру своего фильма приехал и застал 10-минутные овации зала, последовавшие после показа. Такой восторг публики можно понять — то, что этот фильм совершенно особенный и достоин всех наград, было очевидно с первых минут. Эта мрачная сатирическая сказка пришлась по душе всем — от председателя жюри Дэмьена Шазелла, который любит музыкальное кино, мечты и кошмары (как «Одержимость» (2014) и «Ла-Ла Ленд» (2016)), до критиков.
Йоргос Лантимос © Photo: Daniele Venturelli / WireImage
Седьмой полнометражный фильм Лантимоса — это не только его вторая историческая работа после «Фаворитки» (которая также была впервые представлена на Венецианском кинофестивале в 2018 году), но и вторая, написанная Тони МакНамарой, а не самим режиссёром. В этом случае сценарий основан на одноимённом романе 1992 года шотландского писателя Аласдера Грея, к которому Лантимос подключил звёздный состав — с Эммой Стоун, Уиллемом Дефо, Марком Руффало и Рами Юссефом.
В романе эксцентричный доктор возвращает к жизни молодую беременную женщину после её предполагаемого самоубийства, пересаживая ей мозг своего ещё не родившегося ребёнка. Очарованный своим экспериментом, доктор Годвин Бакстер (Дефо) поручает Максу Маккендлсу (Юссеф) следить за развитием своего творения. Красавица Белла (Стоун) представляет собой этакий гибрид чудовища Франкенштейна и куклы Барби — быстрый интеллектуальный рост девушки проявляется через секс и убеждённое противостояние мужскому доминированию и социальной несправедливости.
Помимо остроумных шуток и захватывающего сюжета, фильм наполнен потрясающими фантастическими пейзажами, а оригинальные костюмы авторства Холли Уоддингтон достойны отдельной похвалы. По мере того как речь и движения девушки с мозгом младенца становятся более плавными, мир, который мы видим её глазами, расширяется, становясь с каждой минутой ярче: от чёрно-белого в начале до нереалистично-яркого впоследствии. Как только она решает сбежать со своим любовником-шарлатаном Дунканом Уэддерберном (Руффало), нам показывают гипнотические городские пейзажи Лиссабона, Александрии и Парижа, чей стилизованный вид усиливает ощущение изумления Беллы.
Фильм снимался в тесном сотрудничестве с Эммой Стоун. На пресс-конференции Лантимос особенно сожалел, что актриса не могла присутствовать на премьере лично и ответить на множество вопросов о своём персонаже. Бесспорно, в этот раз Стоун просто превзошла саму себя, воплотив каждый этап процесса социализации своего персонажа в походке, движении и речи. Автономия Беллы напрямую связана с её сексуальностью, и это открытие — во множестве откровенных эротических сцен — также отражено в её движениях. Интересно, что по мере интеллектуального развития Белла становится всё более «неудобной» для мужчин, которые её окружают. В общем, помимо красивой картинки и захватывающей истории, вы получите ещё и до ужаса ироничный рассказ с феминистической повесткой.
Эмма Стоун. Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Хотя в «Бедных-несчастных» узнаётся типичный стиль режиссёра, этот фильм ещё больше раскрывает его предпочтение к близким ракурсам и яркой эстетике, показывая новую грань его творческого подхода к повествованию. Значительно переработав исходный материал Грея и выбрав более подходящий финал, греческий режиссёр создал, похоже, свой наиболее оптимистичный фильм. Вопреки пессимистичному названию, этот фильм полон зрелищности и эксцентричной живучести и, без сомнения, удостоится ещё не одной награды и огромной любви зрителя, так как совсем скоро он выйдет в мировой прокат.