До российских кинотеатров добрался лауреат программы «Особый взгляд» последнего Каннского смотра — китайская драма «Чёрный пёс» Ху Гуаня. Напряжённый неонуар, давящий всем своим весом на зрителя, оглушающий его громким лаем полчищ собак и рёвом моторов строительной техники, имеет все шансы в будущем обрести культовый статус. О том, почему не следует пропускать эту новинку проката, рассказывает кинокритик Никита Маргаев.
2008 год. Китай готовится принять у себя летние Олимпийские игры. Правительство инициирует программу по массовому отлову бездомных животных. Отсидевший срок за непредумышленное убийство Лан (Эдди Пэн), возвращается в родной город, который за эти десять лет претерпел сильные изменения. Он получает работу и становится участником городской группы по поимке бродячих собак. Дурную славу в городе обрёл тощий чёрный пёс, который покусал нескольких людей, поэтому многим он видится заветным трофеем. И когда того, наконец, ловят, главному герою поручают отвести собаку в приют, но по дороге во время песчаной бури случается авария. Лан, будучи не раз укушенным псом, опасается, что у него бешенство, а потому решает перестраховаться, оставив животное на десять дней, дабы понять, есть ли у него вирус.
Эдди Пэн в фильме «Чёрный пёс» © Фото: Кино-Театр.Ру
Ху Гуань известен широкой публике как режиссёр патриотических блокбастеров и военных драм «Подвиг» и «Восемь сотен».
Его фильмы воспевают победы прошлого или же отдельные эпизоды с проявлением выдающейся стойкости и мужественности. Но вот он снимает «Чёрного пса», где показывает мрачную страницу истории своей страны, причём из относительно недавнего времени. Место действия его новой работы — полузаброшенный город где-то на севере Китая. Населённый пункт находится на грани гуманитарной катастрофы. Повсюду грязь, обломки снесённых зданий, тесные забегаловки с присущей им антисанитарией и бесконтрольное движение ржавого транспорта. В общем, благодатная среда для человеческой жестокости и насилия. Безжизненные, намекающие на скорую смерть города пейзажи в объективе оператора Гао Вэйчжэ сродни постапокалиптическим пустошам из франшизы «Безумный Макс» и других представителей жанра.
Впрочем, многие жители свято уверены: если убрать с улиц всех бесхозных собак, туда вновь хлынут инвестиции бизнеса, что даст этому месту вторую жизнь. Правда, оказывается, что бизнесу не очень нужны и сами люди, вернее, их занимающие большую площадь жилые дома. Созвучно тому, как город спешно покидали животные в самом начале фильма, ближе к финалу на мотоциклах и автобусах его покидают жители, также оставшиеся без крова и крыши над головой.
Эдди Пэн в фильме «Чёрный пёс» © Фото: Кино-Театр.Ру
Но даже несмотря на столь пугающие декорации, на фоне которых разворачиваются события, «Чёрный пёс» — это достаточно трогательное кино о двух изгоях. Вот только к нему неприменимы клише из прочих фильмов про дружбу человека и животного. Он существует вне этих набивших оскомину шаблонов, которые норовят вызвать у зрителя то смех, то слёзы, то умиление в зависимости от ситуации. Лан — холодный, молчаливый и скупой на эмоции молодой человек, и он таким остаётся, даже обретя лучшего друга. Это не та картина, которая будет в открытую давить на струны души, дёргая за нужные ниточки. Скорее, напротив: она местами будет поражать своим документальным подходом к повествованию. К слову, пёс по кличке Синь за роль в этом фильме удостоился специального приза Palm Dog на всё том же Каннском кинофестивале.
Эдди Пэн в фильме «Чёрный пёс» © Фото: Кино-Театр.Ру
«Чёрный пёс» — крайне необычное полотно не только для режиссёра, но и для страны производства. Сцена, в которой посреди развалин преисполненные радостью жители наблюдают за кадрами открытия Олимпийских игр, выглядит, скорее, остроумной насмешкой над патриотизмом, что не очень-то характерно для китайского кино. Лента держит в напряжении, ошеломляет жестокостью и опустошает по итогу просмотра, пускай она и заканчивается на относительно светлой ноте. Новинка обязательна к просмотру тем, кто не боится медитативного, сложного и просто тяжёлого кино.