Лже-Перри Мейсон: мелкий сыщик в плену большого имени

21 июня на HBO стартовал сериал «Перри Мейсон» о легендарном адвокате. Однако после просмотра оказалось, что в центре сюжета не прославленный герой романов писателя Эрла Стэнли Гарднера, а частный сыщик-неудачник, живущий от заказа до заказа и не знающий, как вернуться в нормальное состояние после службы в армии.

Дискуссии о том «как было» и «как стало» характерны для всех сфер жизни, не исключая кинематограф, где достаточно часто переосмысляются образы культовых персонажей. Чего стоят постоянные споры фанатов о каждой новой версии Бэтмена или Шерлока Холмса. К подобному сравнению наверняка готовились Рон Фитцджеральд и Ролин Джонс, шоураннеры сериала «Перри Мейсон», чей главный герой является одним из важных персонажей американской культуры ХХ века.

Литературный Перри Мейсон — успешный адвокат с репутацией человека, который способен спасти почти обреченного обвиняемого. У него свои методы работы, принципы и люди, чьи частные услуги помогают расследованию. Биться до последнего свидетеля и доказательства с прокурором — дело чести для профессионального адвоката. Создал Мейсона писатель Эрл Стэнли Гарднер, который до начала карьеры литератора был адвокатом. Читающей публике явление безукоризненного Перри Мейсона случилось в 1933 году в романе «Дело о бархатных коготках». Именно с этого момента в жизнь американцев пришел человек, не знающий поражений.

И если все знали, за счет чего Мейсон обыгрывает прокурора в суде, то о жизни самого адвоката было ничего не известно. Гарднер редко уделял внимание даже описанию внешности своего героя. В том же романе «Дело о бархатных коготках» встречается мелкая деталь, по которой можно представить Мейсона, — «Его неподвижное лицо было сосредоточенным, как у шахматиста, склонившегося над игровой доской. Менялось лишь выражение глаз. Острый и гибкий ум странным образом сочетались в Мейсоне с приемами боксера—профессионала, терпеливо маневрирующего вокруг своего противника и ожидающего удобного момента, чтобы нокаутировать его одним мощным ударом». Говорят, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». За спиной у Перри — секретарша Делла Стрит, такой же неотъемлемый член команды Мейсона, как и детектив Пол Дрейк. Они всегда проводят свое расследование параллельно официальному и выявляют упущенные следователями логические неточности.

Кто же такой Перри Мейсон в сериале от HBO? От адвоката-триумфатора не осталось ничего, кроме имени. Мейсон ХХI века — мелкий частный сыщик. Живет на полуразваленной семейной ферме. Разведен и редко видится с ребенком. Берется за любые дела, лишь бы немного заработать. Но случается трагедия, которая позволяет ему обрести постоянный доход — жестокая ирония. У молодой супружеской пары Эмили (Гэйл Ранкин) и Мэттью (Нэйт Корддри) Додсон похищают и убивают грудного сына Чарли. Адвокат Э. Б. Джонатан (Джон Литгоу) нанимает себе в помощники Перри Мейсона (Мэттью Риз, звезда сериала «Американцы»), чтобы защитить молодоженов от обвинений со стороны прокурора.

Демонстрируя новую интерпретацию знаменитого Мейсона, дуэт шоураннеров Фитцджеральд — Джонс, работавший над хитами HBO «Мир Дикого Запада» и «Подпольная империя», намеренно отказывается от весомого литературного и телевизионного бэкграунда героя, созданного Эрлом Гарднером. По сути сериал «Перри Мейсон» образца 2020 года — приквел, склонный к излишнему драматизму, показу социального, классового неравенства и послевоенного возвращения в общество. Такой подробный, даже детальный подход к истории и персонажу кардинально отличается от сериала «Перри Мейсон», который шел в эфире телеканала CBS с 1957 по 1966 год. Тогда харизматичного Мейсона сыграл Рэймонд Берр, воплотив на экране статный образ адвоката, соответствующий книжному герою Эрла Гарднера.

Сериал «Перри Мейсон» от CBS представлял собой классический формат детективного телерасследования. В каждой серии раскрывалось одно дело. Схема серии также была довольно однообразна и строго делилась на три части: представление главных героев и описание их предположительных мотивов для совершения преступления, процесс личного расследования Мейсона вместе с детективом Дрейком и заседание суда, где раскрывалось настоящее имя виновного. В конце серии всегда в виде эпилога была небольшая сцена, в которой Перри объяснял, что стало главной оправдательной уликой в деле. В такой нехитрой сценарной конструкции шоу просуществовало 9 лет и спокойно ушло в архив аккурат перед началом эпохи Нового Голливуда. Возможно, с отменой этического кодекса Хейса сериал мог бы сюжетно пересобраться и включить в сценарий показ жестоких сцен, но ни многочисленные авторы, ни Рэймонд Берр не были в состоянии продолжать историю Перри Мейсона.

Однако в 1985 году Рэймонд Берр вновь надевает черный костюм и берется за трудные уголовные дела в сериале «Перри Мейсон возвращается». Выражаясь современным языком, такой камбэк был «не тру». Постаревший и изрядно набравший вес Берр попытался втиснуться в прошлый «золотой» образ Мейсона, но все это было больше похоже на продюсерское желание заработать на имени, чем создать что-то совершенно новое. Да, каждая серия, в отличие от версии 1957 года, представляла из себя полуторачасовой фильм с более проработанными персонажами и местом действия, тем не менее это не помогло шоу приблизиться к популярности сериала о Мейсоне от канала CBS, хоть оно и было в эфире до 1993 года.

Насколько растянется «Перри Мейсон» от HBO, трудно представить. Первый сезон с приставкой «мини-сериал» состоит из 8 серий. Но, судя по тому, что первую серию посмотрело 1,7 миллиона зрителей, продюсеры вряд ли отпустят этого героя после финала сезона. Проработанный ворлдбилдинг сериала — главный стимул продолжить просмотр «Перри Мейсона». Воссозданная эпоха Великой депрессии с ее разношерстным Лос-Анджелесом, где темные переулки и нищета вынуждены существовать в тени богатого Голливуда, затягивает, хочет, чтобы ее изучали. Титаническая работа художников-декораторов, костюмеров, дизайнеров изумляет и в очередной раз доказывает, что HBO тщательно работает над своими главными проектами.

И по-хорошему, к такому нуару, который соблюден по законам жанра, необходим соответствующий герой. В этом и кроется основная проблема сериала. Перри Мейсон в исполнении Мэттью Риза не производит никакого первого впечатления. Он достаточно инертен — это касается секса, смены грязного галстука и прочих бытовых действий. Конечно, сценаристы оправдывают его пассивное поведение флешбеками с войны и показывают, что Перри не вписывается в Золотое время Голливуда, создавая конфликт человека и эпохи. Однако все это направлено на зрительское чувство жалости, хотя на самом деле оказывается, что Мейсон сильный и волевой человек. Просто ему немного не повезло найти «своих» людей.

Еще большим неудачником Мейсон в исполнении Риза выглядит на фоне Уоррена Уильяма, который первый сыграл знаменитого адвоката. В фильмах 1934-1936 годов Перри Мейсон гармонично вписывается в антураж того времени. Веселый, по-хорошему азартный, знаток кулинарии, вин и законов. Он непременно оказывается в центре событий, будь то кухня ресторана, где он сам готовит краба, или личный кабинет, когда разбирает очередное гиблое дело. При этом состав соратников Мейсона немного отличается от первоисточника. Например, в фильме «Дело о любопытной новобрачной» в распоряжении Перри не только секретарша Стрит и друг — детектив Дрейк, готовый выполнить поручения любой сложности: от слежки за свидетелями до спонтанной драки в аэропорту, но и репортер Тутс Ховард, который получает эксклюзивные материалы, касающиеся расследования. Также в условном штате у Мейсона состоит бывший однокурсник — патологоанатом Корнер, дающий возможность раньше полиции изучить жертву преступления и найденные улики. Кстати, именно товарища-патологоанатома шоураннеры перенесли в новую экранизацию. Фильмы с участием Уоррена Уильяма похожи на популярную в то время эксцентрическую комедию, а не на нуар, который появился только в начале 40-х с премьерой фильма «Мальтийский сокол» режиссера Джона Хьюстона.

В свою очередь именно «Перри Мейсон» 2020 года больше остальных своих предшественников играет во всеми установленный нуар. Здесь коррумпированная власть, цинизм, пессимизм общества и главный герой, который и не герой вовсе. Однако данная преданность жанру не дает резкого вхождения в историю как в фильмах 30-х и сериале 50-60-х. Конечно, сюжетная неспешность объясняется желанием авторов изучить и показать психологию Мейсона, но непредсказуемое начало — важная часть успеха всего произведения.

При этом, если опустить недочеты завязки, последующие события постепенно тушат детективные очаги возгорания проводимого расследования. Мейсон неторопливо бродит по городу и фотографирует якобы незамеченные улики, а потом страдает и пьет. Окружной прокурор Мэйнард Барнс (Стивен Рут) интеллигентно «сражается» за бокалом виски с адвокатом Э. Б. Джонатаном. Выделяется среди всех только Элис (Татьяна Маслани) — наставница «Сияющего собрания Бога». Ее мотивы легко улавливаются, однако Рон Фитцджеральд и Ролин Джонс не позволят себе так пренебречь персонажем.

Конечно, сейчас трудно предположить, каким бы получился сериал, если бы изначально Перри Мейсона сыграл Роберт Дауни-младший. Но даже его жена — продюсер Сьюзан Дауни — была не в силах изменить плотный график мужа. Поэтому публика получила то, чего особо не ждала. Превосходная, визуально насыщенная детективная история строится вокруг культового имени, а не персонажа. HBO в очередной раз пытается стать хедлайнером года в сериальном мире. В 2019 они выкатили «Чернобыль», в 2018 завершили «Игру престолов». Что будет дальше — вопрос тщеславия, личных амбиций и проектов конкурентов.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты