«Послание к человеку» — один из самых известных фестивалей документального кино с уникальной традицией кинопоказов, сочетающей в себе классику и современность. В октябре прошёл 34-й киносмотр в Санкт-Петербурге. Помимо документального и игрового кино со всего мира, на фестивале была представлена анимация, а также внушительный блок экспериментального кино, In Silico, «Футурум», «Киберглаз», которые пользуются постоянным интересом зрителей. При этом киносмотр неизменно чтит традиции классического кинематографа: в этом году визуальный образ фестиваля разработал режиссёр Рустам Хамдамов, ретроспектива фильмов которого прошла в рамках «Послания». Во время церемонии закрытия приз за вклад в мировой кинематограф получил выдающийся режиссёр документального кино Артавазд Пелешян. «Эхо» фестиваля в этом году пройдёт в пяти российских городах: Архангельске, Выборге, Екатеринбурге, Москве и Якутске. Кинокритик Юлия Шампорова побывала в Санкт-Петербурге на «Послании к человеку» и рассказала, что точно не стоит пропускать на «эхе» фестиваля.
«Ансельм. Шум времени»
реж. Вим Вендерс
Кадр из фильма «Ансельм. Шум времени» © Фото: официальный сайт кинофестиваля
Живой классик немецкого кинематографа Вим Вендерс хоть и известен широкой аудитории своими игровыми картинами «Небо над Берлином», «Париж, Техас», «Идеальные дни», но при этом он давно и успешно занимается документальным кино. Его визуально лаконичная и отточенная чёрно-белая документальная история «Соль земли» получила «Сезар» и призы в Каннах, а также номинировалась на «Оскар». Этот фильм показывают студентам киношкол, изучающих современное документальное кино, как бесспорный шедевр.
Другая документальная картина режиссёра «Пина» о немецкой танцовщице Пине Бауш также получила номинацию на «Оскар», а документальный фильм «Невидимки» был удостоен национальной кинопремии Испании «Гойя». Среди тем, которые волнуют Вендерса как документалиста, важную роль играет природа творчества, поэтому неудивительно, что, возвращаясь к документальному кино, режиссёр снимает фильм-портрет одного из самых известных немецких художников Ансельма Кифера, который в своём творчестве анализирует историю и культуру Германии, корни нацизма и причины холокоста.
Несмотря на то что Вендерс довольно подробно касается периодов творчества художника, всё же этот фильм — работа, где форма превалирует над содержанием, сама по себе превращаясь в произведение искусства. Сочетания красивейшей природы и инсталляций художника, его картин и оригинальной архитектуры, авторский взгляд Вендерса на прочтение работ Кифера — всё это превращает картину о творчестве в отдельное эстетическое удовольствие.
«Плоскоголов»
реж. Джейдон Мартин
Кадр из фильма «Плоскоголов» © Фото: Кинопоиск
Австралийский режиссёр Джейдон Мартин вырос в одном из неблагополучных пригородов, каких немало в стране, и, как следствие, исследует в своём творчестве представителей маргинальных культур, рабочего класса и простых австралийцев, ищущих возможность заработать немного денег и выжить в атмосфере глобального экономического кризиса.
В центре внимания режиссёра — пожилой человек Касс: в прошлом у него были и наркотики, и алкоголь, и смерть жены от рака, а сейчас — одинокая старость, поиски бога, смысла жизни и новых людей, которые смогут привнести в его существование немного света. Режиссёр показывает разных людей, приехавших в Австралию на заработки и оставшихся в стране, демонстрирует, как порой одиноки и неблагополучны эти люди, живущие каждый на островке своей культуры в глобализированном австралийском обществе.
Довольно грустный и бытовой сюжет картины, где герой предстаёт перед зрителем в разных, порой не самых привлекательных состояниях, контрастирует с эстетичной чёрно-белой формой картины, в которой каждый кадр, выверенный по цвету и композиции, заставляет зрителя любоваться тем, что он видит. «Плоскоголов» стал первым полнометражным документальным фильмом Джейдона Мартина и получил специальный приз на фестивале в Роттердаме, который традиционно отбирает в программу сложные по форме и содержанию фильмы.
«#подногами»
реж. Алексей Федорченко
Кадр из фильма «#подногами» © Фото: официальный сайт кинофестиваля
Что видит человек, когда смотрит себе под ноги? Обычно ничего, потому что он, как правило, погружён в свои мысли (или боится упасть). А вот Алексей Федорченко нашёл под ногами кинематографический клад, гениальный в своей творческой простоте, который он со свойственным ему тонким чувством юмора демонстрирует зрителю, задающемуся вопросом: «А что, так можно было?»
По форме новый альманах Федорченко буквально соответствует своему названию, по содержанию делится на четыре части, общим для которых становится разговор о памяти, религии, предрассудках и истории.
Первая новелла, пожалуй, самая забавная, она посвящена предрассудкам туристов, которые приезжают посетить Кремль и «нулевой километр». Стоя прямо напротив Иверской часовни, люди встают в круг и кидают монетку, загадывая желание.
Вторая — самая трагическая история, которая посвящена пермскому старинному кладбищу, которое после революции было превращено в зоопарк. При этом захоронения остались на месте, и на них сейчас живут животные.
Третья новелла «Инсульт» о быстротечности жизни снята в мечети в Грозном. Четвёртая — о памяти после смерти и заброшенном еврейском кладбище, о котором некому заботиться, потому что потомки погребённых здесь людей сами были убиты.
В 40 минут своего небольшого альманаха Федорченко умещает вопросы, для обсуждения которых требуются годы.
«Вечно живой»
реж. Алексей Ханютин
Кадр из фильма «Вечно живой» © Фото: Кино-театр.ру
Единственным российским фильмом в международном конкурсе полнометражных документальных картин стал «Вечно живой» Алексея Ханютина. Во время церемонии награждения картина получила приз жюри прессы с формулировкой «За доброжелательный юмор и удачно выбранный ракурс, который становится ключом к разговору на сложную тему», а также приз почётного президента фестиваля «Послание к человеку» кинорежиссёра Михаила Литвякова.
В каждом российском городе есть улица Ленина и памятник Ленину, однако в стремительно меняющейся парадигме развития российского общества судьба этих памятников вызывает вопросы. Кто-то считает, что от них нужно избавиться, поскольку они не представляют никакой ценности, кто-то настаивает на том, что эти памятники — часть нашей истории и должны оставаться на местах. Так что же с ними всё-таки делать?
Фильм известного режиссёра-документалиста Алексея Ханютина по форме представляет собой альманах из десяти новелл, снятых в разных уголках России. На премьере фильма режиссёр признавался, что география проекта должна была быть шире: планировались съёмки за рубежом, для того чтобы охватить то, что стало с наследием Ильича не только в нашей стране. Однако из-за известных событий съёмки за рубежом пришлось отложить.
Во время существования СССР было установлено более 30 тысяч памятников Ленину, которые со своих постаментов до сих пор наблюдают за перипетиями российской истории. В довольно ироничной и оригинальной форме Ханютин размышляет о том, как в одном и том же обществе уживаются полярно противоположные идеологии и что простые россияне думают об этом.
«Агент счастья»
реж.: Арун Бхаттараи, Дороттья Зурбо
Кадр из фильма «Агент счастья» © Фото: Кинопоиск
Мировая премьера картины режиссёров из Бутана и Венгрии, которые совместно работают уже более десяти лет, состоялась на одном из самых авторитетных фестивалей авторского кино «Сандэнс» в этом году.
Королевство Бутан каждый год измеряет «индекс счастья» у своих жителей для того, чтобы корректировать политику государства в зависимости от нужд своих граждан. Для этого был введён специальный показатель «валового национального счастья». Для его измерения в стране работают специальные агенты, которые должны поговорить с каждой семьёй и вместе с её членами заполнить специальные анкеты, чтобы понять достаток и уровень счастья людей.
Амбер, один из таких агентов, становится главным героем этой документальной истории. Ему 40 лет, он заботливо ухаживает за своей пожилой матерью, старается найти любовь, устроить свою личную жизнь и получить гражданство, которого он в силу военного конфликта и происхождения был лишён. Вместе с мужчиной создатели фильма путешествуют по стране, чтобы понять, что делает человека счастливым и почему. Оказывается, для счастья нужно не так уж и много…