Франсуа Озон продолжает исследовать человеческую психику в своем новом фильме “По воле божьей” (или “Слава Богу”). Для этого он выбирает весьма громкую и сложную историю сексуального насилия над детьми со стороны католического священника Бернара Прейно. Она основана на реальных событиях. Преступление над детьми было совершенно в конце 80-х, но Францию еще сотрясают громкие судебные процессы над насильниками, и верховными священнослужителями, знавших, но прикрывавших злодеяния. Сейчас жертвы священника Прейно уже повзрослели и собрали своё сообщество “Освобожденное слово”. Об этих жертвах и говорит в своей работе Франсуа Озон. На пресс-конференции перед показом он отметил, что снял уже много фильмов о сильных женщинах, а теперь он хочет поработать над историей о “сложных мужчинах”.
Для меня этот фильм больше похож на манифест, чем на художественное высказывание. Эта попытка привлечь внимание к происшедшему, как к проблеме, которая разворачивает цепочки событий и психологических травм. Может быть, если бы не Озон, то эта история осталась для всех простой скандальной сводкой в новостях. Но французский режиссер сосредоточил свое внимание, в первую очередь, на переживаниях и чувствах жертв и их семей, то есть на том, что осталось за кадром телевизионных камер.
Я увидела в фильме Озона сразу несколько больших тем, в которых режиссер пытается разобраться.
Самая первая тема – священник, прикрывающийся болезнью. Он, как будто бы оправдывает свои действия диагнозом “педофилия”. И режиссер подмечает в его образе полное отсутствие раскаяния.
Вторая тема – смелость жертв. Представители церкви долгое время знали о преступлении, но пытались его скрыть. Чтобы пойти против преступника, которому покровительствует такой серьезных институт, необходимо быть, возможно, настоящим героем.
Следующая тема – отцы и дети. Родители жертв даже не хотели слушать от своих 6-7 летних детей о том, что с ними произошло. Они даже не могли представить себе ситуацию, где требовалось выступать против священного института католической церкви. И здесь на этих родителей ложится вина не только за то, что они не защитили своих детей, но и за то, что они поставили под риск других, то есть разрешили этому преступлению продолжаться.
Еще Озон берется рассуждать о том, что мир стал другим. После голливудского скандала с Харви Вайнштейном, в себе нашли силы заговорить многие. И теперь жертвы насилия могут придавать огласке свои личные детские переживания, которые повлияли на всю их судьбу.
Различные судьбы жертв священника, тоже во внимании режиссера, специально подчеркивающего тему “проживания травмы”. В фильме есть персонаж, который сумел закрыть гештальт и сделал успешную карьеру. Есть и тот, кто посвятит свою жизнь борьбе против таких как Прейно, кому трагедия придала смысл существования. Через своих персонажей Озон говорит и об отношении к вере. Кто-то из жертв отвернулся от Бога, кто-то продолжает ходить в церковь. В фильме есть и персонаж, на которого история со священником не повлияла вообще никак.
Уверена, что такое кино просто необходимо в современном мире. Но Франсуа Озон постарался охватить необъятное, и в этой жадности не успел серьезно высказаться ни по одной теме, лишь поверхностно осветив какие-то моменты. В фильме режиссер использует язык документального кино и специально отказывается от лишних эмоций. Могу лишь сказать, что видела документальные ленты, которые вызывают большие чувства. Но это моя субъективная оценка. Например, девушка, которая сидела на соседнем кресле, шмыгала носом весь фильм и даже успела всплакнуть. Но может она очень впечатлительная или отличается слишком живым воображением. Надо отметить, что Берлинале – фестиваль для сильных духом. По моим впечатлениям, обязательная программа в этом году состоит из тяжелых фильмов, затрагивающих действительно сложные проблемы.