10 июля на AppleTV+ вышла картина «Грейхаунд» режиссера Аарона Шнайдера. Сценарий к фильму написал Том Хэнкс, он же исполнил главную роль — командующего военным кораблем капитана Эрнста Краузе. Специально для DEL’ARTE Magazine кинообозреватель Алишер Улфатшоев рассказывает, почему Том Хэнкс не смог выйти из зоны комфорта и назвать вещи своими именами даже ради фильма о страшных событиях Второй мировой войны.
1942 год. Вторая мировая война уже предстала жестокой явью. Стать ее новым участником предлагается Эрнсту Краузе (Том Хэнкс), который назначен капитаном эсминца «Грейхаунд». В его обязанности входит защита 37 грузовых кораблей союзников от немецких подлодок во время рейса через Атлантический океан. Кажется, что это обычная задача во время войны, однако для капитана Краузе подобный приказ — первый опыт управления таким кораблем во время боевых действий.
«Грейхаунд», сценарий к которому написал сам Том Хэнкс по мотивам романа «Добрый пастырь» английского писателя Сесила Скотта Форестера, стал очередным экспериментом киноиндустрии, когда премьера малых (и не очень) фильмов проходит на стриминговых сервисах, а не в кинотеатрах, как предполагалось изначально. Все началось со студии Universal и их мультфильма «Тролли. Мировой тур», который собрал более 100 миллионов долларов. Такой успех в сложившихся из-за пандемии условиях — весомый аргумент в пользу новой тенденции проводить премьеры сразу в сети, тем более если бюджет картины относительно невелик. В этом плане 50-миллионный «Грейхаунд» — почти беспроигрышный вариант из-за крепкой репутации Хэнкса и отсутствия весомых провальных проектов AppleTV+. То, что бюджет «Грейхаунда» довольно средний, можно понять в сравнении с размерами гонорара того же Хэнкса, получившего более 51 миллиона долларов за роль профессора Роберта Лэнгдона в фильме «Ангелы и демоны».
Только сейчас Том Хэнкс не разгадывает загадки живописи и символики, бегая по закоулкам Европы, а сталкивается с внушительным врагом в окружении буйного Атлантического океана. «Грейхаунд» — это дуэль, поединок тактики и военного мастерства, когда каждая команда, отданная капитаном, должна быть неоспорима и точна. Четкое руководство экипажем Эрнстом Краузе впечатляет, сразу и не скажешь, что для него это первый бой. Однако такая военная дисциплина — единственное, за что можно отметить фильм Аарона Шнайдера («Похороните меня заживо»), вернувшегося в режиссуру спустя 11 лет.
Основная проблема «Грейхаунда» заключается в его архаичности и излишней правильности. Время подобного кино — США до терактов 11 сентября 2001 года, когда у американцев было чувство безопасности и уверенности в том, что нация даст отпор любому виду зла. Такие фильмы 90-х, как «День Независимости» или «Армагеддон», наглядно иллюстрируют настроение того поколения. Но трагедия 2001 года все изменила. Тогда люди ощутили реальный страх и увидели в прямом эфире, как рушатся их символы. Поэтому задача по спасению мира ушла на второй план, а на первый вышла попытка понять, как жить в новой действительности, где нет однозначного и быстрого решения проблемы.
Но Том Хэнкс находит ответ — объединиться и продолжать спасать всех, кто находится рядом. Не обращать внимания на провокации немцев, а выполнять свои обязанности по защите кораблей. Краузе отважно и хладнокровно раздает с капитанского мостика хвалебные отзывы из разряда «Молодец, сынок» и прочие военные фразы—штампы. И это выглядит настолько натужным и необоснованным, что хочется сказать: «Так не разговаривают!». Намерение Хэнкса понравиться и избежать дерзости лишает «Грейхаунд» боевого оскала. Это не «Спасти рядового Райана» или «Иди и смотри», где ужас войны всматривается прямо в глаза. Даже в сравнении с картиной «Капитан Филлипс» режиссера Пола Гринграсса, которая, по большей части, была рекламой мощи американских спецслужб и ВМС, морское путешествие Эрнста Краузе выглядит безобидной сказкой, раскачанной перед сном.
В «Грейхаунде» вся опасность спрятана в визуальных эффектах и ночных сценах, когда трудно разобрать, что на самом деле происходит на экране. Однако и это можно простить, взглянув на бюджет. Несмотря на выдуманную историю с частичным использованием литературного произведения, «Грейхаунду» не достает интриги и остроты. Заведомо известно, что разнообразные герои Хэнкса никогда не остаются на обочине жизни и редко проигрывают. Фильмография актера показывает его предрасположенность к хэппи-энду через мономиф Джозефа Кэмпбелла.
Но даже если отойти от рассмотрения войны, то становится видно, как неоднозначно представлены герои истории. Сам капитан Эрнст Краузе предстает в образе уверенного, терпеливого и верующего человека, намеренного выполнить приказ. Все это поверхностные штрихи характера, которые не раскрывают его психологию и идеологию. Другие члены команды вовсе остаются без особого внимания. Выделяется только первый помощник Чарли Коул (Стивен Грэм), да и то только из-за звания. Остальные — живая ширма, повторяющая команды капитана. Конечно, можно предположить, что таким образом Шнайдер и Хэнкс отказываются от демонстрации единственной личности героя. Мол, у победы нет лица и конкретного имени. Все и всегда достигается коллективным трудом и отвагой.
И эта ангажированность к общей гуманности и вере в лучшее через Иисуса Христа ставит «Грейхаунд» в неудобное положение среди военных фильмов. Хотя кто как может, так и выстраивает свое обращение к публике, однако Том Хэнкс не приспособлен и, вероятно, сам не хочет прямо указывать и называть немцев в фильме нацистами. Вспомните, как он реагировал на критическую речь Рики Джервейса на церемонии «Золотой глобус» в 2020 году, когда британский комик «прибил» голливудский истеблишмент за притворство и нежелание называть проблемы реальными именами, а не современными эвфемизмами.
По сути, Джервейс обозначил, что никто не намерен выходить за границы комфорта. Этим Том Хэнкс и занимается в «Грейхаунде» как сценарист. В его истории есть плотность событий, боевая стойкость и прыть, но нет противника, против которого ведется война. Он не показывает Зло — Третий Рейх, он демонстрирует трагедию — последствия Зла — тонущие грузовые корабли. Все, на что сподобился Хэнкс в фильме, — так это на очевидную связь образов. На немецкой подлодке красуется изображение волка, а так как грейхаунд — это английская борзая, то становится очевидна прямолинейная метафора.
И получается, что «Грейхаунд» не вписывается в современную действительность, где недостаточно просто сплотиться. У фильма нет психологической глубины истории, резкости и ужаса. Все сводится к стандартному, необязательному военному фильму, в котором каждый получает по заслугам и чести. Том Хэнкс… А что Том Хэнкс? Он остается дядюшкой-добрячком, чьи экранные намерения не меняются на протяжении многих лет. Не важно, в каких условиях это будет происходить. Защищать права свободы и печати в картине «Секретное досье» или быть надлежащим примером и наставником для детей (и не только) в «Прекрасный день по соседству». Ведь стабильность — залог мастерства и трудолюбия.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал