И снова человек: 10 лучших фильмов Ким Ки Дука

11 декабря стало известно, что в Латвии от осложнений, вызванных коронавирусом, скончался знаменитый южнокорейский режиссёр Ким Ки Дук, не дожив девять дней до своего шестидесятилетия. Несмотря на плохие сборы фильмов последние несколько лет и скандалы вокруг его персоны, Ким Ки Дук остаётся одним из наиболее титулованных режиссёров азиатского кинематографа. Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев отобрал десять фильмов Ким Ки Дука, которые внесли его имя в учебники истории.

Крокодил (1996)

Дебютная картина, удостоенная главного приза ММКФ и мгновенно прославившая режиссёра. Отщепенец, обитающий возле реки с другими такими же дикарями, живёт за счёт того, что обирает трупы самоубийц, прыгающих в воду с моста. Однажды он спасает от смерти девушку — и у них завязываются странные садомазохистские отношения. Классический стиль режиссёра в кубе: жизнь аутсайдеров, отвратительный главный герой и любовь, которая, увы, не спасёт мир.

Остров (2000)

Фильм, закрепивший за Ким Ки Дуком (на время) звание главного режиссёра Южной Кореи. Ещё одна история нездоровых отношений, завязанных на насилии, сексе и чувстве одиночества. На этот раз — между рыбачкой, торгующей суши, а заодно и своим телом, и полицейским, убившим свою бывшую подружку. Такой союз обречён на смерть — и герои медленно идут к ней, постигая любовь через плотские утехи, абьюз и пролитую кровь. Некоторых «Остров» отвратил, других — довёл до экстаза.

Плохой парень (2001)

Один из самых личных фильмов режиссёра: он сам говорил, что видит параллели между собой и главным героем — уличным бандитом, который влюбляется в девушку, но, получив отказ, решает добиться её другими методами. Например, вынудив её выйти на панель. Мрачная притча о судьбоносности некоторых встреч и неотвратимости чужого влияния. А сквозящие автобиографичные мотивы говорят о том, что перед нами фильм, аккумулирующий проявления архетипической «тени» режиссёра.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (2003)

Впрочем, вот самый личный фильм Ким Ки Дука: религиозная сказка о мальчике, вставшем на путь просветления, отдавшись в ученики старому монаху, и первой любви, которую он, увы, должен отвергнуть во имя Бога. Режиссёр-фаталист показывает, что нет ничего важнее внутреннего равновесия, которого ему, судя по фильмам, как раз вечно не хватало. Именно поэтому картина получилась такой эмоциональной — своего рода фантазия об идеальном человеке, превозмогшем всё.

Самаритянка (2004)

Неизвестно, какие отношения у Ким Ки Дука были с религией, но то, что он, как минимум, близок деизму и испробовал не одну веру — однозначно. В своей десятой картине, отмеченной призом за лучшую режиссуру на Берлинале, он вновь смешивает порочное и святое: кристально чистый дух девочки, занимающейся проституцией, оказывается куда светлее, чем души окружающих её «незапятнанных» людей. Своего рода кимкидуковская версия католической Марии Магдалины.

Пустой дом (2004)

Криминальная мелодрама про очередного «плохого парня», который, правда, старается быть лучше: живёт в чужих домах, где хозяев подолгу не бывает, прибирается в них и уходит, оставив после себя чистое жильё. Но однажды в одном из таких «пустых домов» ему попадается одинокая девушка, и вместе они бегут, по пути ввязавшись в преступную историю. Ким Ки Дук — романтик по части веры в то, что от смерти можно бежать долго. У него получилось, у героев «Пустого дома» — не очень.

Время (2006)

Ревнивая девушка боится, что возлюбленный однажды отвергнет её, и беспокойно следит за каждым взглядом парня в сторону других женщин. Однажды он заглядывается на официантку в кафе, и тогда героиня пропадает на полгода. Чтобы затем вернуться, «нацепив» с помощью пластики лицо официантки. Ким Ки Дук-поэт задаётся вопросами: действительно ли любовь живёт три года, или она всё-таки неподвластна времени? Ответ разочарует: любовь всегда заложница часовой стрелки.

Вздох (2007)

И снова кино про тягу женщин к садистам (да, Ким Ки Дук был редкостный сексист). На этот раз ещё и с элементами постмодернистской иронии. Главная героиня, которой изменяет муж, начинает ходить в тюрьму на свидания к заключённому с тягой к суициду, убившему жену и дочерей. Чтобы впечатлить этого жуткого мужчину, она поёт песни, обклеивает стены плакатами фильмов Ким Ки Дука, а сам режиссёр появляется в камео начальника тюрьмы: чудо возможно, только если его позволит сам демиург.

Пьета (2012)

Любовь, мужчина, женщина, садизм… и снова любовь: примерно так можно охарактеризовать этот фильм, принёсший режиссёру «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. На пороге дома жестокого коллектора, выбивающего деньги из должников, появляется женщина, назвавшаяся его матерью, которую он не видел с детства. Лихой зачин для традиционного коктейля «Ким Ки Дук» дополняется щепоткой ощутимого фрейдизма с «комплексом Эдипа».

Сеть (2016)

Обычно остающийся в стороне от политики, изгой у себя в стране, Ким Ки Дук внезапно снял фильм о рыбаке из Северной Кореи, лодку которого течением прибило к берегам Кореи Южной. Что было дальше, догадаться не сложно — подозрения в шпионаже, пытки и ад по обе стороны реки. Возможно, последний выдающийся фильм режиссёра, в котором он будто бы убирает время, говоря: человек, доведённый «до ручки» государством, превращается в святого вне временных и вне пространственных ограничений.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Другие Новости