Прошлогодний номинант на «Золотую пальмовую ветвь». Великолепный Джуд Лоу в роли печально известного своими нравами короля Англии. Алисия Викандер, играющая его последнюю жену Екатерину Парр. Пышные костюмы, декорации и кропотливая операторская работа, буквально переносящая нас в XVI век… У «Игры королевы» были все шансы стать крепкой исторической драмой, но классические проблемы современного кино не позволили этому случиться. О том, что пошло не так, рассказывает кинокритик Григорий Долич.
«История мало нам рассказывает. В основном о мужчинах и войнах. Насчёт всего остального нам приходится самим делать выводы, порой самые безумные». Таким вступлением режиссёр Карим Айнуз ясно обозначает главную тему своего фильма и одновременно играючи обезоруживает уставшего от повестки зрителя своей честностью. Да, эта история будет о правах женщин, и каждый, кто хоть немного слышал о пёстрой биографии Генриха VIII, сразу понимает, чего ждать от картины.
Алисия Викандер в фильме «Игра королевы» © Фото: IMDb
В таком контексте неудивительно, что ставка в фильме сделана не на интригу и неожиданные сюжетные повороты, а на само повествование. Быстро становится ясно, что режиссёра совершенно не волнуют перипетии отношений королевы с королём и его детьми от предыдущих браков. Гораздо важнее для Айнуза создание слепка эпохи, пространства, в котором мы утонем и проведём два часа в компании инфернального Джуда Лоу, кажется, способного убивать одним взглядом.
И с этой задачей режиссёр справляется на все сто. Возникает полное ощущение, что в лучших традициях кубриковского «Барри Линдона» здесь при съёмке использовалось исключительно естественное освещение. Цветовая гамма фильма вызывает в памяти искусство той эпохи. Оператор мастерски фиксирует результаты титанической работы, проведённой над костюмами и декорациями, периодически добавляя от себя кадры захватывающих пейзажей вроде покрытого туманной дымкой замка, стоящего на холме. И хотя к концу действия возникает лёгкое чувство клаустрофобии из-за серьёзной нехватки общих планов, это легко списать на попытку режиссёра усилить зрительское напряжение.
Джуд Лоу и Эдди Марсан в фильме «Игра королевы» © Фото: IMDb
И тем не менее за прекрасным фасадом притаились вечные враги современного кино. Первый — это слабый сценарий. Сама идея показать отношения между Генрихом VIII и его последней женой совсем неплоха. Достаточно беглого ознакомления с темой, чтобы стало ясно, что материала для захватывающей, чувственной истории там предостаточно. И всё же по ходу просмотра всё чаще кажется, что режиссёр как будто не определился с тем, на что сделать упор в сюжете. С одной стороны, в фильме поднимается много интересных тем: религиозный конфликт, любовь королевы к детям от предыдущих браков её мужа, противоречивые отношения между королём и его последней женой. С другой, все они лишь поверхностно обозначаются, так до конца и не раскрываясь, из-за чего появляется какое-то чувство обманутости.
И самой вероятной причиной этого является второй враг современного кино. Если начинается фильм со слов о том, что мужчины и войны — это всё, что мы знаем об истории, то заканчивается следующими словами: «Со временем принцесса стала королевой и правила 45 лет. Ни мужчины, ни войны не определяли её правление» (здесь речь идёт уже о Елизавете I, дочери Генриха VIII). С исторической точки зрения всё верно. Но акценты расставлены так, что не остаётся никаких сомнений: вот тот самый посыл, ради которого затевался проект.
Алисия Викандер в фильме «Игра королевы» © Фото: IMDb
Эти минусы в совокупности с несколькими набившими оскомину штампами ничуть не умаляют достоинств «Игры королевы». Актёрская работа, кадры, которые можно смело ставить в рамку, глубокое погружение в эпоху — причин для просмотра картины более чем достаточно. И всё же немного грустно осознавать, что сюжет о Екатерине Парр и Генрихе VIII мог воплотиться в нечто большее, если бы режиссёр этого захотел.