Елизавета Шмакова работает в статусе режиссера и исполнительного продюсера, но лучше всего ее знают как кастинг-директора, которому удается открывать новые имена и находить общий язык с командой фильма. На ее счету подбор актеров в картинах «Русалка» Анны Меликян, «Оптимисты» Алексея Попогребского, «Измена» Кирилла Серебренникова, «Один вдох» и «Любовницы» Елены Хазановой, «Поддубный» Глеба Орлова и многих других.
Весной 2022 года в Московской школе киноˣ запускается первый в России интенсивный курс «Кастинг-директор» от Елизаветы Шмаковой. В интервью DEL’ARTE Magazine Елизавета рассказала, сколько свободы есть у кастинг-директора, кто в итоге несет ответственность за подбор актеров, и прощают ли режиссеры «плохой» кастинг.
Какие главные изменения произошли в профессии кастинг-директора за последние 10 лет?
Я практически 20 лет работаю без отпуска, и мне сложно ответить: достаточно трудно взглянуть со стороны на индустрию, когда ты постоянно в процессе. Но точно могу сказать, что сроки производства картины, в сравнении с тем, как работали наши старшие коллеги, сильно сократились. Сегодня кино и телевизионные проекты делаются стремительно, и к этим скоростям надо быть готовым. Из плюсов, в нашу профессиональную жизнь полноправно вошел интернет и стал едва ли ни главным помощником. Пространство для поиска актеров и общение с ними ушло в виртуальную плоскость, что, безусловно, стало спасением. Я рада, что в России появился сервис по поиску актеров – первая профессиональная платформа «Кинолифт». Она помогает найти новые лица, посмотреть пробы всей режиссерской группой, где бы мы не находились, и буквально за считанные секунды вызвать актера на съемку.
Принципиально ли отличается работа над кастингом для авторского кино и большого коммерческого фильма?
Задача перед кастинг-директором в обоих случаях стоит одна – собрать идеальный актерский ансамбль. Авторское кино, безусловно, про поиск новых лиц или же новых граней в творчестве уже хорошо известных актеров. Коммерческое кино, как правило, использует заведомо беспроигрышные типажи, работает на «эффекте узнавания», но, мне кажется, даже тут кастинг-директор может позволить себе сделать открытие.
Кто утверждает кастинг-директора и как это происходит: через агента, если он есть у кастинг-директора, или все решает обычный звонок?
К сожалению, агентов у кастинг-директоров нет. Наша профессия существует, я бы сказала, на полулегальных началах. У продюсеров ещё до конца не сформировано понимание того, кто такой кастинг-директор. Порой должностные обязанности очень размыты, и бывает, что на одном проекте ты, как телефонист, обзваниваешь артистов по списку продюсера, а на другой картине – в диалоге с креативным продюсером проекта придумываешь творческое решение. Второй вариант, конечно, во много раз интереснее, но и требует профессиональной компетенции и непрерывного образования и роста.
В нашей среде, как и везде, работает «сарафанное радио». Кастинг-директора передают от продюсера к продюсеру, от режиссера к режиссеру.
Кастинг-директор, кроме профессиональных навыков, должен обладать и умением быть комфортным для режиссера с психологической точки зрения. Как правило, именно с кастинг-директором режиссер проводит большую часть времени в период подготовки. Они должны быть, как говорится, на одной волне, доверять и понимать друг друга с полуслова.
На что обращать внимание кастинг-директору при выборе нового проекта?
У меня за плечами больше 45 проектов. И сейчас я прежде всего обращаю внимание на продюсера. Если продюсер внушает мне доверие, если я чувствую в нем профессиональную силу и заинтересованность, я понимаю, что в тандеме с ним мы сможем помочь самому неуверенному дебютанту. Кино для меня – это, прежде всего, жесткое производство. На моей памяти довольно много загубленных идей и сценариев, и претензии у меня не столько к молодым авторам и режиссерам, сколько к слабым продюсерам. Именно их некомпетентность стала причиной того, что тот или иной фильм не состоялся. Хороший продюсер никогда не возьмет в производство заведомо слабый сценарий, а сначала доведет его до рабочей формы и только потом запустит в производство.
Имеет ли право кастинг-директор, работая над проектом, собрать свою команду?
Моя команда – мой ассистент. Но иногда бюджеты не позволяют иметь ассистента, и тогда работаешь самостоятельно, выполняя и техническую работу, такую как обзвон актеров, рассылка писем, встреча актеров на пробах, съемка проб, и творческую – создание актерского ансамбля. И если технической работой я делюсь с огромной радостью, то в свою творческую мастерскую пускаю с неохотой. Процесс кастинга порой проходит круглосуточно. Это схоже с состоянием беременности – пока не «родится» исполнитель последнего малюсенького эпизода в фильме, я не успокаиваюсь. Мои близкие знают этот мой тревожный взгляд – я как будто кого-то все время ищу в пространстве.
Чем рискует кастинг-директор? Как часто «прощают» плохой кастинг?
Как и все творческие люди, мы рискуем репутацией. Пара плохих картин по кастингу – и тебя не позовут к себе режиссеры-лидеры. Ты станешь им просто не интересен как собеседник, как партнер по работе. Да и продюсеры будут смотреть в твою сторону с недоверием. Парадокс в том, что «твой» кастинг был совсем другим, и ставку ты делал на других актеров, изначально приносил иное решение ансамбля, но….
Окончательное утверждение состава – прерогатива режиссера и, самое главное, продюсера! Именно поэтому так важно работать с единомышленниками и людьми своего культурного кода, чтобы не изменять себе и своим художественным принципам. А ведь у кастинг директора они есть.
Иногда плохой кастинг могут не заметить, вернее, заметить, но не сформулировать, что именно плохо, что не сработало в ансамбле, где ошибка. Самое страшное, когда ты сам видишь эту ошибку. И внутри будет свербить от того, что не убедил продюсеров и рано сдался.
Допустимо ли признавать ошибку в выборе актера после премьеры фильма?
Ошибки признавать вообще полезно, и не только в профессии. Это то, что дает нам возможность развиваться как человеку и личности.
Существует ли в России институт репутации кастинг-директора?
Я слышала только о «черных» списках. Но я думаю, что внутренний цензор есть у каждого, и он самый строгий. Собственно, российский мир кастинг-директоров мал. И мы все друг друга знаем: и достоинства, и недостатки.
Как часто происходят споры с продюсером и режиссером из-за утверждения того или иного актера? Бывают случаи, когда продюсер продвигает своего актера?
До драк, конечно же, не доходит, но разговоры, в которых чувствовалось определенное напряжение, были. Дело в том, что у каждого из создателей картины есть свое видение результата. Именно поэтому важно, чтобы вы максимально совпадали во взглядах и в культуре с теми людьми, с которыми работаете над картиной.
В любом случае, последнее слово за продюсером: он рискует большими деньгами и своим именем, ответственность на нем. Профессия кастинг-директора сравнима с дизайнером интерьеров. К примеру, я никогда бы не выкрасила стены в розовый, но мой заказчик видит комнату розовой и никак иначе. И в этом случае моя задача – найти для него тот оттенок розового цвета, который сделает его счастливым.
Если сценарий написан под конкретного актера, а он выпадает из проекта, как находится компромисс?
В моей практике была такая ситуация. История писалась под конкретную актрису, но она отказалась от участия в проекте в последний момент. Это большой стресс для режиссера и автора сценария, поскольку в их головах «действовал» определенный персонаж. В этот момент важно не растеряться, а сформулировать основные качества героини уже написанного сценария и найти идеальную исполнительницу. Безусловно, это стресс. Но такие ситуации не редкость.
Я считаю, что кино вначале снимается где-то высоко в пространстве и только потом приходит в голову сценаристов, продюсеров, режиссеров и кастинг-директоров. Кино для меня абсолютная метафизика. Я сейчас говорю о настоящем, большом кино. Иначе как можно объяснить все эти шедевры, которые, если следовать всем рациональным законам, не имели ни одного шанса на воплощение.
Сколько времени потребуется, чтобы у нас сформировалась конкурентная среда кастинг-директоров?
Конкуренция уже есть. Мне кажется, что в России есть безусловные лидеры кастинга: Владимир Голов, Татьяна Талькова, Татьяна Хречкова, Ольга Гилева, Елена Потлова, Татьяна Красинская, Наталья Кременская, Тина Туманишвили, Анна Сагалович, Элина Терняева, легендарная Татьяна Комарова – верная рука Алексея Германа старшего. Это настоящие мастера своего дела, работающие в разных жанрах и в разном кино.
Безусловно, к новому поколению будут и новые требования. Более жесткие. Основная проблема, на мой взгляд, – отсутствие фундаментального образования, культурного багажа.
(Х) Московская школа кино входит в состав Universal University и готовит специалистов для всех сфер киноиндустрии: препродакшн, продакшн, постпродакшн и кинопрокат. Школа предлагает программы российского дополнительного профессионального образования, подготовительные курсы, а также интенсивы на актуальные темы. Сайт МШК moscowfilmschool.ru
Навыки работы кастинг-директора и актерского агента можно получить на интенсивном курсе «Кастинг-директор», который начнётся весной 2022 года в Московской школе кино. Куратор интенсива «Кастинг-директор», преподаватель в Московской школе кино – Елизавета Шмакова.