Кровь, пот и слёзы: рецензия на фильм «Арман»

5 декабря на российские экраны выйдет норвежская драма «Арман», удостоенная в Каннах приза за лучший дебют и претендующая на попадание в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на грядущем «Оскаре». Специально для DEL’ARTE Magazine кинокритик Никита Маргаев рассказывает, чем суровый скандинавский триллер о родительских разборках покорил фестивальную общественность. 

Конец учебного года омрачён тревожным инцидентом, произошедшим между шестилетними Арманом и Йоном. Родители последнего утверждают, что одноклассник их сына не только избил его, но и угрожал ему изнасилованием. Для разрешения конфликта школьная администрация организовывает им очную встречу с матерью Армана — Элизабет (Ренате Реинсве). Она вынуждена воспитывать мальчика в одиночку после того, как её муж (и по совместительству родной брат матери Йона) погиб в автокатастрофе. Узнав о вменяемых её сыну обвинениях, женщина должна доказать их несостоятельность, ведь на кону честь её семьи. 

Ренате Реинсве, Эллен Доррит Петерсен, Эндре Хеллествейт и другие актёры в фильме «Арман» © Фото: Film.ru

Поначалу картина дебютанта Хальвдана Тёнделя (к слову, внука Ингмара Бергмана) вызывает стойкие ассоциации с «Резнёй» Романа Полански и театральной пьесой Ясмины Резы, положенной в её основу. Фильмы имеют созвучную завязку и общие контуры истории: конфликт между детьми провоцирует настоящую войну между взрослыми с последующим выпадением скелетов из их шкафов. Обилие комичных моментов в первом акте как бы намекает, что жанровая составляющая ленты не столь однозначна. Однако, когда речь заходит о сексуализированном насилии, тональность «Армана» становится совсем иной. В силу серьёзности предъявляемых обвинений комедийный флёр первых минут молниеносно испаряется, а на смену ему приходит перманентное ощущение тревоги, усиливающееся с каждой репликой в адрес главной героини. В дальнейшем фильм претерпит ещё не одну жанровую метаморфозу. А происходящая в финале вакханалия так и вовсе напоминает нечто среднее между античной трагедией и мистическим хоррором в духе «Солнцестояния» Астера или «Суспирии» Гуаданьино. 

Ренате Реинсве в фильме «Арман» © Фото: «Кинопоиск»

Тема несправедливого суда, основанного на косвенных доказательствах, не подкреплённых ничем догадках и личных симпатиях, роднит работу Тёнделя с прошлогодней «Анатомией падения» Жюстин Трие, только вместо заседания по делу об убийстве тут примирительная комиссия. Оппонентка Элизабет по имени Сара (Эллен Доррит Петерсен) испытывает к ней неприкрытую неприязнь и винит в смерти брата. К тому же она видит, что, сглаживая углы, её супруг нередко выгораживает Элизабет, что и наталкивает на мысли о его тайном влечении к ней. Поэтому объективная истина ей не нужна — лишь наказание, сколь беспощадным оно бы ни было. Нет дела до правды и школьной администрации: им лишь бы побыстрее и желательно без лишней шумихи разрешить ситуацию, назначив список индивидуальных мер в отношении обвиняемого. 

Также в картине затрагивается тема групповой истерии и самосуда как её следствия. Языческий мотив жертвоприношения в угоду эмоциям и чаяниям толпы находит своё отражение в одной из последних сцен фильма. Толком не разобравшись, существует ли проблема и что является её первопричиной, общественность готова наброситься на человека, задним числом лишённого презумпции невиновности. Это сближает «Арман» с культовым фильмом другого скандинавского режиссёра — «Охотой» Томаса Винтерберга. К слову, там поводом для расправы без суда и следствия также послужили обвинения в сексуальных домогательствах, прозвучавшие из уст ребёнка. 

Эйстейн Рёгер в фильме «Арман» © Фото: «Кинориум»

Главной героине невозможно не сопереживать. Несмотря на то что все вокруг и в особенности Сара обвиняют её в фальшивости эмоций, мол, она актриса и для неё подобная игра на публику свойственна, Элизабет кажется искренней в стремлении защитить сына. Героиня свято уверена в невиновности Армана и готова защищать его, даже не имея на руках серьёзных доказательств обратного. Ренате Реинсве превосходно справляется с ролью матери-одиночки, находящейся на грани нервного срыва из-за давления общества. Один из самых запоминающихся эпизодов фильма — это продолжительная истерика героини, где заливистый смех незаметно переходит в пронзительный вопль. Актрисе удалось виртуозно передать суть её персонажа. С одной стороны, Элизабет — сильная, но травмированная жизненными обстоятельствами женщина. С другой стороны, в истории она занимает крайне уязвимую позицию, ведь все только и ждут, чтобы она сломалась. 

Ренате Реинсве в фильме «Арман» © Фото: IMDB

Лучше всего эмоции героев передаёт операторская работа. Детальные планы человеческих лиц подолгу задерживаются в объективе камеры Пола Ульвика Роксета, что, в общем-то, характерно для диалогового кино в замкнутом пространстве. Шероховатое изображение с текстурой старой плёнки только добавляет дискомфорта во время просмотра. Нельзя не отметить завораживающий и в то же время вселяющий ужас саундтрек ленты за авторством композитора Эллы ван дер Вауде, в особенности заглавную тему с пробирающим до дрожи женским вокалом. 

Ренате Реинсве в фильме «Арман» © Фото: Film.ru

Конечно, назвать «Арман» зрительским фильмом получится едва ли: это всё же крайне сложная для восприятия фестивальная драма со львиной долей высокопарности, присущей подобным картинам. Ведь неспроста лента была представлена в Каннах не в основном конкурсе, а в секции «Особый взгляд», куда нередко попадают откровенно артхаусные фильмы. Кроме того, «Арман» — это ещё и довольно жестокое кино, хотя насилия на экране не сказать чтобы много. Напротив, чаще всего о нём лишь говорят. Тем не менее тяжеловесность дебютной работы Хальвдана Тёнделя нисколько не умаляет того факта, что это в высшей степени талантливое кино! 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты