На экраны вышел новый фильм Пола Томаса Андерсона — ностальгический ромком о влюблённых подростках, взрослеющих в пёстром и полном противоречий мире. Как считает кинокритик Григорий Долич, режиссёр снял своё самое яркое и жизненное кино, которое со временем займёт почётное место рядом с «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино.
15-летний парнишка Гэри — восходящая звезда. Он участвует в рекламных кампаниях, знаком со многими успешными людьми и вообще со всеми отлично ладит. 25-летняя Алана, с другой стороны, работает ассистентом фотографа уже не один год и не видит для себя особых перспектив. Когда двое встречаются на съёмках, Гэри немедленно решает приударить за обворожительной девушкой, но для того, чтобы привлечь её внимание, ему приходится постоянно доказывать, что он уже достаточно взрослый.
Кадр из фильма «Лакричная пицца»
Загадочное название «Лакричная пицца», которому в картине не даётся никакого объяснения, достаточно яркое и универсальное, и в то же время является конкретной отсылкой. Речь идёт о сети магазинов по продаже виниловых пластинок, в 70-е годы выкупленной и переименованной компанией Sam Goody. Для Пола Томаса Андерсона, по его собственному признанию, это собирательный образ, отсылающий к эпохе, показанной в фильме. И эта самая «Лакричная пицца» крутится за кадром большую часть действия, представляя нам не только бессмертные композиции Дэвида Боуи, Пола Маккартни, Нины Симон, Джима Моррисона и многих других исполнителей, «сделавших» ту эпоху, но и звуковое оформление в виде палитры звуков старых авто и экстатического звонка дискового телефона.
А когда вы спустя некоторое время после начала фильма понимаете, что сюжет в нём совершенно не важен, приходит явное ощущение, что картина как будто является неофициальным продолжением «Однажды в… Голливуде». Ведь в самом деле, помимо искромётного саундтрека и длинной истории, в которой толком ничего не происходит, режиссёр «Лакричной пиццы», в точности как Тарантино, проделал огромную работу для того, чтобы перенести зрителя в прошлое. Каждый кадр буквально пышет ностальгией по костюмам, автомобилям, неоновым вывескам и деталям быта, ласкающим взгляд и вызывающим желание выпрыгнуть из кресла и подбежать к экрану в надежде, что через него можно будет попасть в прошлое.
Шон Пенн и Алана Хаим в фильме «Лакричная пицца»
Но если оставаться в рамках фильмографии Андерсона, «Лакричную пиццу» можно описать так: игривость и абсурдная комедийность «Врождённого порока», соединённая с романтической печалью «Любви, сбивающей с ног». Получилась история, как всегда у режиссёра, психологически точная, но без трагизма и с верой в лучшее. И хотя события сценария охватывают, кажется, не больше полугода — главными ориентирами служат нефтяной кризис 73-го и премьера 8-й части Бондианы «Живи и дай умереть» — возникает ощущение, что Андерсону удалось вместить в свой новый проект целую жизнь.
Ромком, лежащий в основе повествования, обрамляют все сферы бытия — от внутренней кухни голливудского шоу-бизнеса до политики, религии и бизнеса как такового. Всё это постановщик представляет в максимально комичных тонах, низводя абсолютно всех своих героев до уровня простых людей, которые вне зависимости от достигнутых высот, оказываются уязвимыми и чувствительными ко всему, что с ними происходит.
Брэдли Купер в фильме «Лакричная пицца»
Примечательно, что на главные роли взяли абсолютных новичков. Гэри играет Купер Хоффман — сын знаменитого актёра Филипа Сеймура Хоффмана, с которым Андерсон работал в большинстве своих фильмов. А роль Аланы досталась Алане Хаим — известной певице из американской рок-группы Haim (для неё режиссёр снимал клипы). Заявленные Шон Пенн, Том Уэйтс и Брэдли Купер предстают в роли обворожительных прожигателей жизни, и хотя им уделено в истории совсем немного времени, эти персонажи буквально взрывают повествование, превращая его в серию безумных сцен, состоящих из их эксцентричных выходок.
Если абстрагироваться от истинного значения названия фильма, можно смело сказать, что «Лакричная пицца» — одно из лучших блюд января для нас и, возможно, лучшее блюдо всего 2021 года за рубежом. Такое кино вселяет надежду, что опасения, связанные с «угасанием настоящего кинематографа» имеют под собой мало оснований. И за это Полу Томасу Андерсону хочется выразить отдельную благодарность.