Лето кончится на «Маяке»: самые яркие картины фестиваля актуального российского кино

Москва встречает первым снегом, но ещё совсем недавно гости второго по счёту фестиваля актуального российского кино «Маяк» в Геленджике купались в море, грелись на нетипично жарком для октября солнце и смотрели лучшие новинки российского авторского кино. Фестиваль проходит при поддержке фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм» и, кажется, вполне заслуженно претендует на звание лучшего киносмотра российского авторского кино на сегодняшний день. Кинокритик и автор телеграм-канала  Юлия Шампорова, для которой, как и для всех гостей фестиваля, лето закончилось на «Маяке», рассказывает о самых ярких фильмах киносмотра.

«Анора»

реж. Шон Бейкер

Кадр из фильма «Анора» © Фото: официальный сайт кинофестиваля

Фильмом открытия и закрытия фестиваля «Маяк» стали две картины, показанные вне конкурса: победитель Каннского фестиваля этого года «Анора», которая выйдет в российский прокат 17 октября, и российско-грузинская картина, получившая приз за лучшую режиссуру на 26-м Международном кинофестивале в Шанхае, «Снег в моём дворе» Бакура Бакурадзе, в которой режиссёр исполнил одну из главных ролей.

Поскольку большинство фильмов фестивального конкурса — дебюты (шесть из девяти картин сняты начинающими режиссёрами), эта драматургическая рамка хорошо очерчивает ту траекторию, куда стоит расти молодому кинематографическому поколению, и даёт критикам возможность сравнить работы режиссёров-дебютантов и режиссёров-мэтров.

Фильм Шона Бейкера на открытии фестиваля представила российская актриса Дарья Екамасова, которая вместе с Юрой Борисовым, Марком Эйдельштейном и Алексеем Серебряковым снималась в этом проекте.

Это история об американской девушке-эскортнице, которая заводит отношения с сыном (Марк Эйдельштейн) российского олигарха (Алексей Серебряков) и втайне от его родителей выходит за него замуж. Однако «решалы» отца быстро появляются на горизонте, чтобы развести молодых людей. Одного из таких «решал», русского гопника, блестяще играет Юра Борисов. В картине Борисов — ироничный, обаятельный, харизматичный персонаж, перетягивающий на себя всё внимание, на каком бы плане он ни находился.

Хотя в промокампании фильма в нашей стране акцент и делается на российских актёрах, невозможно не выразить восхищения исполнительницей главной роли Аноры — Майки Мэдисон. Это лучшая роль в фильме и однозначная заявка на победу в самых престижных номинациях киноиндустрии. Девушка настолько органична и разнопланова, что лучшей кандидатуры на роль Аноры невозможно представить. Неслучайно и Мэдисон, и Борисов, и Эйдельштейн фигурируют в списках кинокритиков по всему миру как возможные кандидаты на номинацию «Оскар».

По решению прокатчиков, картина появится в российских кинотеатрах в двух вариантах, дублированном и оригинальном. Без сомнения, для понимания интонаций, юмора и атмосферы этой абсурдистской англо-российской истории её нужно смотреть в оригинале. Начинаясь как жанровая история современной «Красотки», в финале этот фильм трансформируется в тонкую драму о маленьком человеке, который стремится защитить себя любыми доступными средствами.

«Снег в моём дворе»

реж. Бакур Бакурадзе

Кадр из фильма «Снег в моём дворе» © Фото: официальный сайт кинофестиваля

Картина, удостоившаяся приза за лучшую режиссуру в Шанхае, следует традициям кинематографа Отара Иоселиани и других выдающихся грузинских режиссёров. Это поэтическое кино, в центре которого — тягучесть времени человеческой жизни. Оператор Алишер Хамидходжаев буквально из сора и бардака жилища главного героя создаёт по-настоящему рембрандтовские полотна.

В центре сюжета — небольшой отрезок жизни полноватого пожилого Левана, живущего в Тбилиси в своём захламлённом доме. Он бывший спортсмен, страдает от диабета и тревожного расстройства, пьёт «Диазепам» горстями, любит собак и кошек (значимая часть фильма посвящена взаимоотношениям героя с животными), а ещё пишет рассказы, потому что его друг, живущий в Москве, пообещал ему платить за каждую написанную страницу.

Друга Левана играет сам Бакур Бакурадзе, и в основу сценария этого фильма легла реальная история. Леван — это такой современный «певчий дрозд». Для него жизнь — самый естественный процесс, на который только способен человек, и жизнь эта прекрасна в любых обстоятельствах. Из разговоров друзей по скайпу, небольших этюдных зарисовок тбилисской жизни героев, неприхотливого быта Левана (от очков с отломанной дужкой до многочисленных пакетов, захламивших весь дом), из обрывков реплик и тщательно подобранных для рассказа фраз и состоит эта история — ни о чём, но одновременно о главном. «Снег в моём дворе» — это фильм об одиночестве, о старении, о силе жизни в любых обстоятельствах, об инфантилизме и романтическом взгляде на жизнь, о мужской хрупкости и уязвимости.

«Гимн чуме»

Коллектив режиссёров «Атака51»

Кадр из фильма «Гимн чуме» © Фото: официальный сайт кинофестиваля

В этом году на «Маяке» впервые прошёл конкурс короткометражного кино, который по своему уровню получился весьма достойным. Без сомнения, стоит выделить победительницу киносмотра Кристину Панову, очень сильную молодую режиссёрку, снявшую короткий метр «Хребет» о сотруднике тюрьмы, который покрывает убийство заключённого и как ни в чём не бывало возвращается к обычной семейной жизни после разговора с матерью погибшего. Приз Кристине вручили с формулировкой «За кино морального беспокойства», что как нельзя лучше определяет эту картину.

Ещё одним ярким фильмом конкурса стал «Гимн чуме», снятый коллективом режиссёров «Атака51», в который входят режиссёры Александр Епихов, Дмитрий Горбатый, Филипп Иванов и оператор-постановщик Сергей Медведев. Их тринадцатиминутная работа в этом году получила «Серебряного леопарда» на фестивале в Локарно на Международном конкурсе Pardi di Domani («Леопарды будущего»).

В центре повествования — оркестр, который вместе с музыкантом Леонидом Фёдоровым исполняет песни на стихи из пушкинского «Пира во время чумы», и таинственный дух, который поглощает этих людей. Всё начинается с мальчика, который ждёт на стуле родителей в коридоре рядом со студией, стул под ним качается, и он исчезает. Исчезают и музыканты, играющие песню, один за другим. «Гимн чуме» — триллер, который не даёт нам разгадки о мистическом исчезновении людей в кадре. Они превращаются в статуэтки, чтобы воплотиться в другом мире или погибнуть навсегда. Самое главное в картине — это атмосфера безвыходности, когда безжалостная и неизвестная «чума» уносит людей, оставляя пустоту и хаос.

«Кончится лето»

реж.: Владимир Мункуев, Максим Арбугаев

Кадр из фильма «Кончится лето» © Фото: официальный сайт кинофестиваля

Картина якутских режиссёров, позаимствовавшая своё название у одноимённой песни Виктора Цоя, которая звучит на финальных титрах, получила Гран-при фестиваля. Кстати, эту же песню использовал как саундтрек Кирилл Серебренников в своём фильме о Цое «Лето». Выпущенная уже после смерти лидера группы «Кино» композиция содержит в себе предчувствие конца, жизненный тупик и невозможность увидеть из него выход. В ней, в частности, есть такие строки:

«Я выключаю телевизор, я пишу тебе письмо

Про то, что больше не могу

Смотреть на дерьмо,

Про то, что больше нет сил,

Про то, что я почти

Запил, но не забыл тебя».

Атмосфера обречённости, заложенная в песне лидера группы «Кино», передана и в фильме «Кончится лето». Картина рассказывает о двух братьях, Кеше и Тиме, которые живут с отцом в небольшом якутском посёлке. Кеша только вышел из тюрьмы, но уверяет младшего брата, что теперь всё точно будет хорошо. Старший из братьев устраивается в золотодобывающую артель, младший поступает в вуз, и вроде бы жизнь налаживается, но одно опрометчивое преступление влечёт за собой череду других, которые ставят крест на жизни братьев. Очень достойные актёрские работы в кадре показали исполнители главных ролей — Макар Хлебников и Юра Борисов, хотя в «Аноре» у Борисова получился более сильный образ.

«В этой простой на первый взгляд жанровой истории мы хотели поразмышлять на тему природы зла: как один необдуманный поступок может перевернуть жизнь твоих близких. Что делать, если рядом с тобой происходит насилие? Возможно ли его остановить и будет ли правильным твой выбор?» — говорит Владимир Мункуев, сорежиссёр и сценарист картины. У него за плечами — победа на последнем «Кинотавре» с фильмом «Нуучча» за лучшую режиссуру, который при этом так и не вышел в прокат.

Вторым режиссёром фильма выступил Максим Арбугаев, которого в прошлом году вместе с соавтором Евгенией Арбугаевой номинировали на «Оскар» за документальный фильм «Выход». Именно во время съёмок Максим и задумал историю о двух братьях, выступив также оператором проекта.

Якутские режиссёры создают историю распада семьи, близкую к античной трагедии, на современной почве. И в этом смысле, несмотря на разницу жанров, её можно сравнить с «Медеей» Александра Зельдовича, также показанную на последнем «Кинотавре» и в Локарно, завоевавшую приз с формулировкой «За эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую её поэтики». Что-то подобное можно было бы сочинить для «Кончится лето» и на «Маяке». Это история о том, как рок внедряется в будничную жизнь человека и уничтожает её изнутри.

«Пепел и доломит»

реж. Тома Селиванова

Кадр из фильма «Пепел и доломит» © Фото: официальный сайт кинофестиваля

Мировая премьера картины «Пепел и доломит» состоялась на Роттердамском фестивале в этом году. Этот киносмотр традиционно отбирает в свою программу интеллектуальное и оригинальное по своей форме кино. Не стал исключением и фильм Томы Селивановой.

Селиванова снимает в главной роли себя, что непросто, создавая образ российской режиссёрки Дины, которая хочет снять документальный фильм о советских репрессиях и для этого отправляется в путешествие по России. В этом ей помогает немецко-бельгийский звукорежиссёр Йохан, которого играет французский актёр Антон Риваль. Его герой также озабочен поиском корней: Йохан хочет найти информацию о своём деде, который пропал во Вторую мировую где-то в сибирских лесах.

Кстати, у Антона Риваля уже была похожая роль в фильме Андрея Смирнова «Француз», где герой приезжает в Москву из Парижа для того, чтобы найти своего русского предка. Образ иностранца, возвращающегося к корням, плотно укореняется в амплуа актёра.

Поиск корней, желание найти тех, кто невинно и безвестно был убит, жажда покаяния для тех, кто погиб, и, как следствие, спокойствия для тех, кто жив, — вот лейтмотив этого экспериментального фильма, сочетающего в себе прямолинейность документалистики с образностью и живописностью игрового кино.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты