«Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки: куда приведёт цапля?

В российский прокат вышел новый полнометражный анимационный фильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Пока поклонники Миядзаки наполняют кинозалы в ожидании встречи с узнаваемыми образами студии Ghibli, режиссёр работает над следующей картиной, пишет издание Liberation со ссылкой на интервью президента студии Тосио Судзуки. Путешествие по многомерному миру Миядзаки в рецензии Ольги Капрановой.

Юноша Махито теряет мать в разгар Второй мировой войны. Она погибает на глазах у сына и мужа в объятой пожаром больнице. Вскоре отец Махито женится на Нацуко, младшей сестре жены, и семья переезжает из Токио в таинственное поместье, где «новой матушке» по хозяйству помогают комические старухи в стиле героинь из «Унесённых призраками». Тоска Махито по матери усугубляется проблемами в новой школе и известием о беременности Нацуко. От тягот изменившейся жизни Махито отвлекает говорящая цапля, вслед за которой мальчик попадает в мир волшебных существ, скрытый в старой башне.

Официальный трейлер анимационного фильма «Мальчик и птица» © Русский Репортаж

Визуальные образы и персонажи кочуют из одного фильма студии Ghibli в другой. Отец-интеллектуал работает на авиазаводе, вторя своему главному прототипу — отцу самого Миядзаки, руководившему отделом изготовления авиадеталей. Мать, как и в фильме «Мой сосед Тоторо», скована больничными стенами подобно матери режиссёра. Биографические параллели задают особый интимный тон картине, в которой каждая локация и точка экранного пространства перекликаются с другими работами киновселенной Миядзаки, узнаваемой с первых кадров. Фантастические существа обитают в лесах и чащах, где немаловажную роль играет звук. Погружение в мир фильма срабатывает через единство визуального пространства и задающего объём звукового дизайна. Композитор Дзё Хисаиси работает с Миядзаки с 1980-х годов, и в новом фильме этот дуэт создал эффект, подобный телесному погружению. Стоит не упускать возможности познакомиться с «Мальчиком и птицей» на большом экране, чтобы ощутить шелест деревьев, вечернее дуновение ветра, скрип половиц в старинном поместье. Автор открывает зрителям мир, где в зыбких и путающихся сюжетных мотивах остаётся ключевое непоколебимое чувство — чувство погружённости.

Визуальная схожесть (а иногда даже неразличимость) персонажей Миядзаки вводит в фильм тему двойничества. Мать и мачеха Махито — родные сёстры, и старушки-помощницы усматривают в этом сходстве предвестие магических событий. Героини дублируют друг друга в мире мёртвых и мире живых, а перед отравленным ревностью Махито встаёт непростой выбор: принять ли этот ролевой переход, где сестра покойной матери стремится занять место «новой матушки», а истинная мать растворяется в гипнотическом видении?

Кадр из фильма «Мальчик и птица» © rusreport.com

Персонажи дублируют друг друга и внутри одного кадра. Старушки соединяются в собирательный образ, составленный множеством комических граней. Узнаваемые Ghibli-бабушки снуют по поместью, как и множащиеся на экране лягушки, рыбы, попугаи и пеликаны. В мире Миядзаки человеческое и природное превращаются в единую текучую и гибкую материю, способную разрастаться, бурлить и поглощать.

Кадр из фильма «Мальчик и птица» © rusreport.com

Кадр из фильма «Мальчик и птица» © rusreport.com

Пространство фильма организовано сложным множеством взаимопроникающих измерений. Жизнь и смерть, будущее и прошлое, реальное и сновидческое сосуществуют в единовременном наложении. Попадая вместе с человеком-цаплей в старую башню, Махито встречает призрак матери, ставшей огненной девочкой-подростком. Герой преодолевает препятствия с помощью бабушки Кирико, обращающейся то молодой воительницей, то деревянной фигуркой-оберегом. Этапы жизней персонажей освобождены от строгой хронологии, ведь в многомерном мире нет необратимого завершения, но есть множество новых рождений. Символ новых жизней — белые комочки варавара, устремлённые в небо души ещё не рождённых детей.

Кадр из фильма «Мальчик и птица» © rusreport.com

На пути приключений в волшебном мире Махито ждут моменты спасения и предательства. Он проживает боль от утраты, находя в себе силы и храбрость для защиты Нацуко, новой матери. Нити жизни и смерти в фильме Миядзаки сплетаются в неразделимый клубок, где в смерти мерцает жизнь, а жизнь постоянно рискует обернуться смертью.

Кадр из фильма «Мальчик и птица» © rusreport.com

Махито приближается к тайне рождения, скрытой от окружающего мира, чтобы, пройдя путь выбора и преодоления, вернуться в свой дом, наполненный жизнью новой семьи. Боль и страх останутся в прошлом. Закончится война. Махито, наследник рода, по завету таинственного мира построит «королевство, свободное от зла», в основании которого находится семья.

Другие Новости

Фильмы-послания: что смотреть на «эхе» фестиваля «Послание к человеку»
Фильмы-послания: что смотреть на «эхе» фестиваля «Послание к человеку»

«Послание к человеку» — один из самых известных фестивалей документального кино с уникальной традицией кинопоказов, сочетающей в себе классику и современность. В октябре прошёл 34-й киносмотр в Санкт-Петербурге. Помимо документального и игрового кино со всего мира, на фестивале была представлена анимация, а также внушительный блок экспериментального кино, In Silico, «Футурум», «Киберглаз», которые пользуются постоянным интересом зрителей. При этом киносмотр неизменно чтит традиции классического кинематографа: в этом году визуальный образ фестиваля разработал режиссёр Рустам Хамдамов, ретроспектива фильмов которого прошла в рамках «Послания». Во время церемонии закрытия приз за вклад в мировой кинематограф получил выдающийся режиссёр документального кино Артавазд Пелешян. «Эхо» фестиваля в этом году пройдёт в пяти российских городах: Архангельске, Выборге, Екатеринбурге, Москве и Якутске. Кинокритик Юлия Шампорова побывала в Санкт-Петербурге на «Послании к человеку» и рассказала, что точно не стоит пропускать на «эхе» фестиваля.

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты