4 декабря на Netflix состоялась долгожданная премьера фильма «Манк» режиссера Дэвида Финчера. Черно-белая драма вновь поднимает вопрос о том, кто на самом деле является автором сценария фильма «Гражданин Кейн», и рассказывает об амбициях и противоречивом образе Хермана Манкевича. О том, сможет ли «Манк» стать главным фильмом года, специально для DEL’ARTE Magazine рассказывает Алишер Улфатшоев.
Потенциально «Манк» — главный фильм 2020 года, если судить по именам и бюджетной смете. Стриминг-монстр Netflix, как и в прошлом году, уверенно вступает в кулачный бой за вожделенную статуэтку «Оскар». И если «Ирландец» Мартина Скорсезе, что было почти ожидаемо, проиграл во всех своих десяти номинациях, то «Манк», возможно, принесет долгожданные победы. При этом подобными масштабными проектами Netflix в очередной раз говорит всем киностудиям, что ради наилучшего результата стоит тратить большие суммы и ждать.
Способность долгого ожидания продемонстрировал и Дэвид Финчер, ведь сценарий фильма был давно написан Джеком Финчером, отцом режиссера. Однако только спустя семнадцать лет после смерти отца Дэвид обратился к заветному тексту. Для «обновления» отцовского скрипта он пригласил сценариста Эрика Рота («Загадочная истории Бенджамина Баттона», «Форест Гамп»), а за написание аутентичной музыки 40-х стали ответственны композиторы Трент Резнор и Аттикус Росс, постоянные авторы саундтреков к фильмам Финчера-младшего. Главная роль была отдана Гари Олдману, который сыграл сценариста Хермана Манкевича (Манка), более известного как, возможно, единоличный автор сценария фильма «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса.
Именно этому «возможно» и посвящен «Манк», где в антураже 30-х — начала 40-х годов XX века показаны жизнь Голливуда в студийных павильонах, постоянные встречи и споры с продюсерами. Почти всегда выпивший Манкевич ухитряется быть приличным балагуром, семьянином и резким на слова профессионалом и в этом столпотворении кинопленки и идей , после которых он получает скорее уважение, нежели порицание. Так случилось, что именно такой джентльмен берется за невыполнимую задачу — написать сценарий за шестьдесят дней (хотя изначально был озвучен срок в девяносто дней). Усугубляет положение травма Манка. В результате автомобильной аварии он сильно пострадал и не может писать в привычном темпе, поэтому ради соблюдения дедлайна его перевозят за город и нанимают ассистентку Риту (Лили Коллинз), которая будет конспектировать каждую его мысль.
Безусловно, «Манк» — проект мечты Дэвида Финчера, где он получил долгожданную авторскую свободу. Да, сериал «Охотник за разумом» отчасти тоже был для режиссера возможностью реализовать свои самые важные идеи, тем не менее, черная-белая драма о коллеге по ремеслу позволяет не только рассказать, как проходит процесс создания фильмов, но и презентовать циничность кинопроизводства, его безжалостность и манипуляцию общественно-публичным мнением. Конечно, демонстрация подобного поведения Голливуда не особо нова. Вспомните хотя бы комедийный боевик «Солдаты неудачи» Бена Стиллера, где Том Круз исполнил роль продюсера-зверя, любящего только деньги. Однако Финчер, когда показывает проблемы автора при создании сценария, ближе к «Адаптации» Спайка Джонса, где Николас Кейдж в образе Чарли Кауфмана (именно Кауфман написал сценарий к фильму «Адаптация») раскрыл не только кризис автора перед чистым листом бумаги, но и показал, насколько важны цельность, структура повествования, детали и культ личности.
Манкевич, понимая это, постоянно апеллирует сроками сдачи текста и отсутствием идеальной для него обстановки написания, а именно тишины и состояния легкого алкогольного опьянения. Однако это лишь часть большой истории, которую Финчер с шиком и лоском открывает для зрителя. Грандиозные декорации, утонченный стиль и перфекционизм режиссера — например, для одной из сцен с Амандой Сайфред потребовалось 200 дублей — не оставляют шанса не влюбиться в эпоху 30-х годов. Оператор Эрик Мессершмидт («Охотник за разумом») элегантно и с уважением цитирует кадры из «Гражданина Кейна», и также как и оператор Грегг Толанд («Гражданин Кейн») играет со светом, тенью и перспективой и использует закрытую диафрагму камеры для глубокой резкости в кадре. И, несомненно, в ближайшее время стоит ожидать множество материалов о киноязыке фильма «Манк», ведь даже несмотря на узнаваемый стиль Финчера, поклонникам его творчества есть что обсудить.
Однако если отойти в сторону от визуальных достоинств фильма и обратить внимание на действующих лиц, то видно, что Дэвид Финчер продолжает изучать человека и его возможности. Херман Манкевич, как показывает картина, причастен к созданию великого и нового — того, что изменило мир. Ведь вышедший в 1941 году «Гражданин Кейн» сделал именно это — произвел революцию в своей сфере. В 2004 году социальная сеть Facebook сделала тоже самое. В подобном сравнении фильм «Социальная сеть» является отражением или братом-близнецом «Манка». Цукерберга и Манкевича объединяет схожая проблема — признание их авторства. Отличие только в эпохе. В остальном же у Финчера на первый план выходит иной, не такой как все человек, который делает и говорит то, что считает нужным, а главное, оставляет след в истории. Но режиссер заостряет внимание и на вопросе: «Насколько данный след авторский и не является ли он украденным или несправедливо присвоенным?» При этом прослеживается и этическая линия: «Как определить хороший ли человек, если всё вокруг говорит, что нет?»
Манкевич в написании сценария руководствовался опытом знакомства с магнатом Рэндольфом Херстом (Чарльз Дэнс) и его подругой Мэрион Дэвис (Аманда Сайфред). Он особо не отрицал, что образ Чарльза Фостера Кейна списан с Херста. Признаться в этом для него не составляет труда, но волнует Манка не это, а разговор с Орсоном Уэллсом (Том Бёрк) о включении своего имени в титры фильма. Что может быть важнее этого, когда Манк понимает, что написал лучший сценарий в жизни. И это его шанс доказать свой профессионализм и владение словом, потому как другой возможности уже не будет.
Вероятно, подобной возможности снять такой фильм не будет и у Дэвида Финчера. После заключения эксклюзивного контракта с Netflix режиссер в одном из интервью сказал: «Я буду либо застенчиво спрашивать, что мне сделать, чтобы искупить неудачу, либо стану высокомерным засранцем и буду требовать снимать другие черно-белые фильмы». Судя по итогу, в ближайшее время стоит ожидать новый черно-белый фильм, так как Финчер однозначно намерен проводить эксперименты в подобном формате: соединять технологии, пробовать новые жанры и выходить за собственные авторские границы в поисках непривычных для себя мыслей и идей.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал