Классическая команда бандитов от Гая Ричи на этот раз врывается в эпоху Второй мировой. Экшен, шпионские игры, немного юмора, актёры, на которых приятно смотреть, даже если они ничего не делают в кадре — формально в «Министерстве» есть всё, что нужно для хорошего развлекательного фильма. Однако, как это в последнее время часто случается у Ричи, все эти элементы хорошо работают в отдельности, но не складываются в цельную картину.
Первое, что бросается в глаза, — перед нами явный заход на территорию «Бесславных ублюдков» Тарантино. Опять секретный отряд безжалостных головорезов, проводящий критически важные операции в тылу врага. Опять искажение исторических реалий, в которых Ян Флеминг, автор книг о Джеймсе Бонде, вдруг оказывается предводителем этих самых головорезов. Снова Тиль Швайгер, отыгрывающий безумца в декорациях Третьего рейха, и многое-многое другое. И поначалу вопросов не возникает, ведь Ричи — один из тех режиссёров, которые могут себе позволить цитировать великих и не бояться ударить в грязь лицом. Но затем всплывает проблема многих его последних картин — посредственный сценарий.
Бабс Олусанмокун в фильме «Министерство неджентльменских дел» © Фото: Кинопоиск
Есть ощущение, что начиная с «Джентльменов» Ричи вывел для себя формулу успешного фильма: с иголочки одетые харизматичные персонажи, стильные декорации, пафосные диалоги и прекрасный саундтрек. Этими достоинствами обладали и старые его картины — «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Револьвер», — но там, помимо яркой обложки, были сильные сценарии и герои, которым хотелось сопереживать. Здесь же, как и в «Гневе человеческом» или «Операции „Фортуна“» нет чего-то, что способно зацепить зрителя на эмоциональном уровне. Да, на Генри Кавилла и Тиля Швайгера всегда приятно посмотреть, равно как и на Эйсу Гонсалес в роли роковой женщины, но для интереса к фильму этого слишком мало.
Максимально простая история о том, как группа дружественных бандитов пытается найти и уничтожить корабль врага, кажется растянутой до невозможности, несмотря на обычный хронометраж в два часа. Все герои плоские, и Ричи не оставляет ни единого шанса проникнуться их приключениями, постоянно меняя место действия и переводя фокус с одних персонажей на других. Главного злодея расписывают как дьявола во плоти, но так и не показывают ничего, способного заставить нас бояться его. И самое главное — все экшен-сцены сводятся на нет одним простым фактом: героев невозможно убить. Они входят на поле битвы с улыбкой на лице, играючи выкашивают толпы неприятелей и часто даже не смотрят, куда стреляют, — оружие само знает, куда целиться.
Алан Ричсон в фильме «Министерство неджентльменских дел» © Фото: Кинопоиск
И пожалуй, самое обидное в этом всём то, что «Министерство» даже не воспринимается как проект Гая Ричи, здесь не чувствуется его режиссёрского стиля. В последние годы Ричи не раз экспериментировал: то брался за экранизацию «Аладдина», то снимал военный триллер «Переводчик». Но шпионские и криминальные фильмы всегда были его вотчиной, и их всегда можно было безошибочно определить как его фильмы. «Министерство» же выглядит как кино подражателя, попытка создать нечто похожее на картины режиссёра. Вроде бы все составляющие для успеха на месте, но они кажутся наспех склеенными друг с другом, как будто за ними изначально не было какой-то объединяющей идеи.
Безусловно, для кого-то «Министерство неджентльменских дел» станет приятным времяпровождением. И если бы не имя автора в титрах, к нему можно было бы так и относиться. Однако, когда знаменитый режиссёр, всегда находивший новые способы удивить зрителя, с каждым своим проектом всё больше погружается в мейнстрим, это не может не расстраивать.