«Откуда ты родом?»: хасл постигается через страгл

С 5 ноября в прокат выходит Mogul Mowgli (российское название — «Откуда ты родом?»), британская драма о музыканте, который оказывается прикованным к инвалидному креслу перед началом мирового тура. Соавтором сценария выступил исполнитель главной роли Риз Ахмед, а сам фильм получил приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале. Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев рассказывает, зачем смотреть «очередную» драму про человека с неизлечимым заболеванием и чем она отличается от прочих.

Зед — популярный рэпер-интеллектуал пакистанского происхождения, которого через неделю ждёт первое в жизни мировое турне. Перед поездкой он возвращается в родной квартал Лондона, где живут его родители и друзья. Там, правда, его славе многие завидуют, а отец считает занятие музыкой харамом (греховным деянием в исламской культуре) и винит сына в том, что тот забыл свои корни. Не самый приятный визит становится кромешным кошмаром, когда загадочный недуг, парализующий тело и порождающий странные галлюцинации, ставит под сомнение возможность его гастролей. Это становится трагедией для Зеда: он занимается хип-хопом 15 лет, и болезнь может перечеркнуть все его старания. Вдобавок ко всему, самый близкий друг и одновременно продюсер сообщает, что в тур вместо него поедет конкурент.

На первый взгляд Mogul Mowgli в совокупности выглядит, как, прости господи, сериал Валерии Гай Германики «Бонус» о рэпере-самородке из российской глубинки. Но заветные слова «участник Берлинского кинофестиваля» напоминают, откуда он родом. Тут надо сказать пару слов об исполнителе главной роли и сосценаристе фильма Ризе Ахмеде. Он известен не только как актёр, но и как незаурядный исполнитель, записывающий политизированный рэп, освещающий проблемы арабского населения в Европе (см. трек «Immigrants», записанный им под псевдонимом Riz MC). Как актёр широкой публике он открылся в 2018 году, сыграв врага Тома Харди в «Веноме», но фанатам авторского кинематографа был знаком задолго до этого. Например, исполнил на пару с Эдом Скрейном, (тоже, кстати, британским рэпером) главную роль в фильме «Неблагоприятные кварталы» — режиссёрском дебюте Бена Дрю, также известного, как Plan B, ещё одной звезды британской хип-хоп-андеграунд-сцены.

«Откуда ты родом» — не совсем фильм о рэпе, но и о нём тоже (и нет, это не «Восьмая миля 2.0.20», если что). Это незаурядное, многослойное кино, освещающее целый спектр проблем современных иммигрантов и беженцев, живущих в европейских странах. Зед — талантливый парень, испытывающий трудности самоидентификации, разрывается между любимым делом и любовью к своей семье и прошлому. Он в меру религиозен, в отличие от своего богобоязненного отца, и тема родительско-сыновних отношений (в том числе с Богом) здесь выходит на первый план, но в сцепке с другими немаловажными аспектами. Национальный вопрос стоит перед Зедом так же остро, как вопрос его успеха. Дифферентный статус талантливого бунтаря обрекает его на одиночество перед родными, друзьями и, конечно, собственными слушателями.

Рэп-музыка здесь выступает, во-первых, как орудие борьбы за собственное «я», отстаивания идеалов, поиска единомышленников и солидаризации. Своеобразным ментальным антагонистом выступает коллега по сцене, рэпер RPG, который метит в тур вместо прикованного к инвалидной коляске Зеда. Музыкант, в песнях которого есть строчка «I like Gucci, b*tch, just like a movie» и татуировкой с изображением всевидящего ока на лбу, — своеобразная пародия на всю современную рэп-сцену США, на фоне остросоциальных текстов своего соперника выглядит, как всё то, против чего борется идеалист Зед. «Откуда я родом? Ты знаешь, что ниоткуда» — говорит он, выражая свою позицию: как и любой «настоящий» (на сленге — «тру») рэпер, для своего слушателя он одновременно и всё, и ничто. И друг, и враг, и мудрый учитель, и нахальный выскочка. И созидатель, и разрушитель, в том числе и для самого себя.

Болезнь Зеда, суть которой заключается в поражении мышечной ткани и органов собственными лейкоцитами, превращается в метафору: организм ведёт войну с самим собой. «Если дойдёте до лифта, я вас выпишу», — говорит врач протагонисту, и даже эта, казалось бы, пустяковая задача превращается в испытание. А являющийся в иллюзиях странный человек с языческим головным убором, закрывающим лицо, в образе которого Зед предстал на своём первом альбоме, что хранится дома — метафора инфантильности. Которую он должен преодолеть, когда по-детски кричит на своего продюсера о том, что выедет на сцену на инвалидной коляске (уже есть российский рэпер Рем Дигга, не пытайтесь повторить). Нужно учиться принимать правила мира, по которым играешь: инвалид-борец за свободу, не готовый принять собственный недуг — такой себе пример для мотивации. Трезвое осознание того, что успех и слава ничего не значат перед лицом роковых случайностей мира, ведут к победе над самим собой и принятию собственной ничтожности. Как сказал бы какой-нибудь рэпер, «хасл постигается через страгл», по-русски — путь к истинному величию лежит через страдания. По крайней мере, если выбрал путь благородного бунтаря.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Другие Новости