В российский прокат выходит новый фильм одного из главных французских режиссёров современности: рассказ о двух девицах на мели, попавших в переплёт с убийством богатого киношника. Такой сюжет может показаться суровым, но только не в руках Франсуа Озона, который мастерски превращает криминальную историю в приятнейшую комедию.
Роскошный особняк с бассейном, громкий шум, крики — и вот красотка-актриса в ужасе выбегает на улицу и со всех ног мчится домой. В ближайшие сутки ей предстоит встретиться с никудышным ухажёром, жутким следователем, недалёким комиссаром и его прислужником, а также с подругой-адвокатом, которая будет защищать её в суде. Ведь убийство известного продюсера и кража трёхсот тысяч франков — это не шутки. На дворе 30-е годы, а значит доказать невиновность девушки, да ещё и представительницы сомнительной профессии, у которой было предостаточно мотивов для убийства, будет не так-то просто. Но что, если не идти против всех, а признать свою вину и сделать это так, чтобы преступление стало билетом в мир шоу-бизнеса?
Ребекка Мардер, Изабель Юппер и Надя Терешкевич в фильме «Моё преступление»
Словосочетание «французская комедия» вызывает определённые ассоциации. Бойкие диалоги, выразительная мимика актёров, комичные ситуации, созданные, казалось бы, на пустом месте, но прекрасно работающие. На самом деле это лишь собирательный образ, идеал, к которому многие режиссёры стремятся, однако далеко не все его достигают. Франсуа Озону же в его новой работе удалось создать именно такое кино — эталонную во всех смыслах французскую комедию, придраться к которой практически невозможно.
Каким-то чудом у Озона получается даже самые мрачные и драматичные сюжетные повороты заключить в оболочку юмора. Герои настолько яркие и так хорошо представлены, что каждое их новое появление на экране немедленно влечёт за собой ожидание новых шуток, которые ещё больше усилят их комичные образы. Всё это создаёт необычайную лёгкость восприятия и ощущение, что все участники съёмочного процесса получали не меньшее удовольствие от своей работы, чем зрители, знакомящиеся с её результатом.
Дэни Бун и Фабрис Лукини в фильме «Моё преступление»
Есть в новой работе Озона и очевидные, но совершенно несущественные минусы. Динамика во второй части фильма слегка проседает, не дорисована арка одного из главных героев, а модная тема движения за равенство полов иногда слишком обращает на себя внимание. Но на фоне нескончаемого потока очень доброго юмора эти мелкие недостатки теряются, а после просмотра о них даже не хочется вспоминать.
Такие фильмы, как «Моё преступление» всегда вызывают обманчивое ощущение, что они просты. Сюжет в них не претендует на глубину, актёры с упоением играют глупых персонажей, которые просто невозможны в реальной жизни, а градус условности местами зашкаливает. Мы принимаем это как неотъемлемые атрибуты развлекательного жанра, и порой кажется, что создать такую историю гораздо проще, чем серьёзную драму. Но на самом деле за этой простотой стоит титанический труд и большой талант. Заставлять людей смеяться на протяжении полутора часов, а потом ещё и во время финальных титров — серьёзный вызов, с которым справится не каждый. Франсуа Озону это удалось, и он в очередной раз доказал, что его имя не зря у всех на слуху.