В своём новом фильме Вигго Мортенсен выступил не только актёром, но и сценаристом, режиссёром, продюсером и даже композитором. Жанр — вестерн-мелодрама, однако пропитанные алкоголем салуны и перестрелки с бандитами Мортенсена мало интересуют (хотя они здесь тоже есть). Как и в случае с предыдущей режиссёрской работой «Падение», Вигго сосредотачивается на взаимоотношениях между персонажами и через простейшие, но мастерски сыгранные сцены бьёт зрителя в самое сердце, не оставляя шанса остаться равнодушным.
Первым делом Мортенсен ясно даёт понять: путешествие важнее цели. Открывающая сцена фильма показывает смерть главной героини в исполнении Вики Крипс. А дальше мы видим серию флешбэков, перемежающихся редкими сценами из настоящего, в котором герой, как правило, бредёт куда-то по гористой местности со своим сыном. Фактически мы уже знаем, чем закончится фильм. Режиссёру остаётся только ответить на вопрос о том, как это произошло. Подобная открытость подкупает и в то же время серьёзно повышает ставки: сможет ли автор при таком раскладе на протяжении двух часов поддерживать интерес зрителя?
Вигго Мортенсен в фильме «Мёртвые не причиняют боли» © Фото: Кинопоиск
В первые полтора часа возникает ощущение, что Мортенсен умело справляется с задачей, несмотря на крайне размеренный темп повествования. Мало того что фильм по большей части состоит из совершенно бытовых сцен, знакомых каждому в любую эпоху, режиссёр ещё и позволяет своим героям жить в кадре. Мы подолгу наблюдаем за их меняющимся выражением лиц, следим за тем, как они неспешно продираются через рутину очередного дня, слушаем их разговоры, которые кажутся абсолютно неинтересными… И всё же, благодаря блестящей игре актёров, всё это оказывает какое-то гипнотическое воздействие.
Отдельного упоминания стоит «свободная» форма, выбранная Мортенсеном для истории. Мы видим смерть героини, затем её молодость, а потом полуфантастические сцены из детства. Затем переключаемся на главного героя в настоящем, смотрим сцену из будущего и резко возвращаемся в прошлое, в котором он вот-вот познакомится с любимой. Режиссёр совершает прыжки во времени тогда, когда считает нужным, умудряясь при этом не запутать зрителя, а даже усилить его интерес к происходящему.
Вигго Мортенсен и Вики Крипс в фильме «Мёртвые не причиняют боли» © Фото: Кинопоиск
Однако, несмотря на все эти достоинства, чем ближе мы к финалу, тем сложнее оставаться с Мортенсеном на одной волне. В последние полчаса, когда все ответы на вопросы уже получены, финишная прямая начинает казаться лишённой смысла. Нас всё ещё радуют красивыми планами Дикого Запада, музыкой, идеально дополняющей видеоряд, и невероятно трогательными сценами, за которые хочется простить любые недочёты. Но к этому моменту просмотр кино всё больше напоминает рассматривание красивой картины — а двух часов для этого всё-таки слишком много.
Интрига — необязательное условие для хорошего сценария. Для кого-то её отсутствие и ставка на неторопливое раскрытие взаимоотношений между персонажами не будут недостатком. И тем не менее трудно забыть о том, что бóльшую часть вестерна режиссёр легко удерживает наше внимание, а мысли о затянутости появляются только под конец. Вероятно, более громкий и насыщенный событиями финал легко бы исправил это, но Мортенсен решил гнуть свою линию до конца. И как бы мы к этому ни относились, «Мёртвые не причиняют боли» — однозначно достойная работа, вновь доказывающая, что Вигго способен рассказывать прекрасные, запоминающиеся истории.