Не кошер: лучшие фильмы Московского еврейского кинофестиваля

В Москве подвёл итоги Московский еврейский кинофестиваль, который с 2015 года ежегодно объединяет в своей программе фильмы еврейской тематики, снятые по всему миру. Программа фестиваля включает в себя как ретроспективу классики (в этом году темой для неё стала еврейская миграция в Советской России 1930-х годов), так и программу VR-кино, образовательную и внеконкурсную кинопрограммы, а также фильмы основного конкурса и конкурсной программы: в неё вошли лучшие документальные и игровые метры — полные и короткие. Кинокритик Юлия Шампорова побывала на кинофестивале и специально для DEL’ARTE Magazine рассказывает о важных показах.  

Лучшим фильмом фестиваля стал «Похищенный» итальянского режиссёра Марко Беллоккьо, приз жюри получил «Млечный путь» израильского режиссёра Майи Кениг, лучшим документальным полнометражным фильмом стал «Втроём» израильтянки Хени Бродбекер, приз жюри получил документальный фильм «Как приготовить халу» американки Сары Розен, лучшим документальным короткометражным фильмом была названа работа «Скорость дистанции между нами» Юваль Шапира, а лучшим художественным короткометражным фильмом — «Девочка № 60427» режиссёров из Израиля Шуламит Лифшиц и Ориель Берковиц.

Так что же такое еврейское кино? Сами организаторы отвечают на этот вопрос так: «Вечный поиск еврейской идентичности, проблема ассимиляции диаспор и, наоборот, философия самоутверждения и отделение евреев в обществе, возвращение в историю, восхваление национальных героев и оплакивание жертв, вызовы современности и проблема актуальности и сохранения традиций — всё это и многое другое занимает умы кинематографистов всех стран и континентов. Поиск и выбор лучшего еврейского кино за прошедший год — это и есть попытка ответить на вопрос, что из себя представляет эта быстро меняющаяся „еврейская“ кинематография». Кинокритик Юлия Шампорова посмотрела фильмы программы Московского еврейского кинофестиваля и рассказывает о лучших картинах смотра. 

«Втроём»

реж. Хеня Бродбекер (Израиль)

© Видео: «Втроём» (2023), Хеня Бродбекер. Трейлер

Этот полнометражный документальный фильм конкурсной программы фестиваля завоевал награду лучшего дока МЕКФ, а также россыпь призов на Иерусалимском кинофестивале за лучший монтаж, лучшую режиссуру и лучший документальный фильм.

Картина посвящена молодым родителям, ортодоксальным евреям, которые стремятся устроить своего сына с расстройством аутического спектра в обычную школу, что возможно по израильским законам. Однако, живя в религиозной общине с больным ребёнком, молодые люди чувствуют себя изгоями: мальчик не может быть интегрирован в общество обычных детей, религиозные школы отказываются от него, община отвергает его и родителей. Устав от вечной борьбы, семья решает переехать и порвать связи с общиной — в надежде обеспечить ребёнку нормальную жизнь. 

Фильм снимает мать мальчика Хеня Бродбекер, которая бесстрастно и смело документирует жизнь своей семьи. Много места в картине занимают разговоры Хени с мужем: она часто думает о том, как вышла замуж, жалуется на то, что у неё не было выбора, мужа выбрали для неё родители, она была выдана замуж слишком рано, сразу родив больного сына, не имея ни жизненного опыта, ни внутренних сил для всех тех проблем, с которыми ей пришлось столкнуться в семейной жизни. Но, несмотря на договорной брак, мы видим очевидное единодушие и взаимопонимание её с мужем. В борьбе за счастье своего ребёнка они вместе принимают решение оставить ультраортодоксальный образ жизни.

«Фиоретта»

реж. Мэтью Мишори (США, Чехия)

© Видео: «Фиоретта» (2023), Мэтью Мишори. Трейлер

Ещё один интереснейший фильм программы — документальная полнометражная картина «Фиоретта», которая посвящена наследникам знаменитого композитора Арнольда Шёнберга. Картина получила три награды на престижном фестивале документального кино в Лос-Анджелесе DOC LA за лучший сценарий, лучшего продюсера и лучшую операторскую работу. Этот фильм совершенно точно стоит смотреть на большом экране, поскольку он фиксирует потрясающие виды европейских городов, по которым путешествуют герои: великолепные каналы и соборы Венеции, уютные улочки и кафе Вены, живописные виды Праги. 

В центре сюжета — Рэнди Шёнберг, внук всемирно известного Арнольда Шёнберга. Рэнди живёт в Америке и известен как адвокат, который специализируется на произведениях искусства, похищенных нацистами во время Второй мировой войны. Однако его главная страсть — генеалогия, изучение собственного рода, который он способен проследить до XVI века и дальше, в глубь истории. Съёмки фильма начинаются в великолепном особняке Шёнберга в Лос-Анджелесе с видом на Тихий океан. Мы знакомимся с тремя детьми героя и его женой незадолго до путешествия Рэнди с младшим сыном, 18-летним Джоуи, в Европу, чтобы больше узнать об истории своей семьи. Молодой человек не очень-то рад поездке, поскольку генеалогические изыскания отца не совсем соответствуют его интересам. Джоуи — обычный парень, который готовится стать поваром и не очень понимает, зачем тратить время на копание в старинных европейских архивах. 

Рэнди и Джоуи приезжают в Вену, на родину композитора, где создан музей их знаменитого предка, а затем едут дальше по Австрии, Чехии и Италии, превращая своё путешествие в настоящий генеалогический детектив, который рассказывает об истории, обычаях и культуре евреев, веками живших в Европе. Это путешествие к истокам рода сближает отца и сына, которые после поездки больше никогда не будут прежними. 

«Не кошер»

реж. Дэниел АМ Розенберг (Канада)

© Видео: «Не кошер» (2023), Дэниел АМ Розенберг. Трейлер

«Не кошер» — полнометражная музыкальная комедия, которая также удостоилась множества призов на различных мировых фестивалях: получила приз зрительских симпатий на Еврейском кинофестивале в Торонто, приз за лучший сценарий на итальянском Digital Media Fest, а также американскую премию The Telly Awards за лучший сценарий для онлайн-сериала. Режиссёр Дэниел АМ Розенберг известен своими комедийными и трогательными сериалами, такими как «Девятый» и Cam_Girlfriend.

В центре сюжета картины — тридцатилетняя Вив. Девушка мечтала стать певицей, но не смогла построить карьеру и вынуждена была вернуться в дом своей матери в Торонто. У Вив непростые отношения с отчимом, которого она воспринимает враждебно, однако она любит мать и сводную сестру. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, Вив начинает работать кантором во время богослужений в местной общине. Здесь же она встречает своего бывшего одноклассника, сына местного раввина. Он женат, однако оказывает Вив недвусмысленные знаки внимания. 

Несмотря на пение в синагоге, Вив продолжает вести себя несколько провокационно в соответствии со своим образом певицы, что приводит к череде забавных и грустных моментов. А каждое исполнение молитвы в её воображении превращается в красочный клип. Вив не религиозна и считает себя «плохой еврейкой», однако, когда ситуация с её карьерой меняется, Вив по-новому расставляет приоритеты, пытаясь сделать выбор между карьерой и семьёй. 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты