Состоялась премьера нового фильма о Джеймсе Бонде, в котором Дэниэл Крэйг в последний раз предстал перед зрителями в образе знаменитого персонажа. Режиссёром выступил Кэри Дзёдзи Фукунага, знакомый нам по первому сезону «Настоящего детектива», экранизации «Джейн Эйр» с Майклом Фассбендером и военной драме «Безродные звери». Кажется, что новый «Бонд» даёт всё, чего фанаты могли от него желать, но в то же время оставляет впечатление некоторой поверхностности.
Каждый из шести актёров, игравших агента 007, рисовал свой образ героя. Шон Коннери был удачливым и бессовестным соблазнителем женщин, Джордж Лэзенби – громилой из боевика, Роджер Мур – воплощением английского джентльмена, Тимоти Далтон – обаятельным негодником, а Пирс Броснан – практически суперменом из комикса. С приходом Дэниэла Крэйга Бонд также претерпел изменения и стал живым человеком из реального мира, у которого есть свои слабости, недостатки и проблемы, не дающие ему покоя. Однако если взглянуть в целом на всю серию фильмов с этим актёром, станет ясно, что ещё ни одного Бонда за всю историю франшизы так не «штормило».
Лашана Линч и Леа Сейду в фильме «Не время умирать»
Вышедший в 2006 году фильм «Казино Рояль» был эталонным – в нём умело сочеталось всё то, за что мы любим бондиану, и даже больше. Кажется, любимый шпион ещё никогда не был настолько живым и вызывающим сопереживание героем. Режиссёр Мартин Кэмпбелл тогда задрал весьма высокую планку качества, и авторы последующих картин с трудом пытались ей соответствовать. «Кванту милосердия» это не удалось – он напоминал короткую и необязательную зарисовку с невнятным сюжетом, а «Скайфолл» и «Спектр» Сэма Мэндеса были словно бы сняты разными людьми: первый – максимально реалистичный, а второй – уже с налётом наивности и даже сказочности.
Поэтому, когда Дэниэл Крэйг заявил о том, что новый фильм будет его последним появлением на экране в роли Бонда, на плечи Кэри Фукунаги легла определённая ответственность – привести всё это жанровое многообразие к некому общему знаменателю и показать достойное завершение истории. Но в итоге получилось нечто, чего мы ещё не видели, – меланхоличная картина с практически монотонным повествованием.
Рами Малек в фильме «Не время умирать»
Формально Фукунага создал вполне нестыдное продолжение сериала об агенте 007. Здесь есть и хороший экшен, и красивые женщины, и накал страстей с вкраплениями классического британского юмора. Любовная история, разумеется, прилагается. Но беда в том, что миссия главного героя в этом фильме не тянет на ту, что должна поставить точку в Бондиане Крэйга. Сценарий «Не время умирать» весьма прост и узнаваем – по большому счёту он мог послужить основой для любого другого эпизода о похождениях лучшего шпиона MI6. И вроде бы злодеи стали страшнее, их планы – ещё безумнее, а методы – гораздо более бесчеловечными, но по факту «Не время умирать» представляет собой очередной сюжет об элегантном шпионе, всегда взбалтывающем и никогда не смешивающем мартини с водкой и по ходу дела играючи спасающем мир.
Собственно, когда Бонда играли другие актёры, мы ничего иного от этого персонажа не ждали (а точнее ждали как раз этого). Но до эпохи фильмов с Крэйгом никто и не решался превратить бесстрашного, неуязвимого агента в человека из плоти и крови, который может случайно поймать пулю или оказаться в неразрешимой ситуации. Поэтому и оценивать новую картину по меркам тех, что были сняты в прошлом веке, уже никак нельзя – она просто обязана была оказаться менее поверхностной, пусть и в ущерб масштабности. И справедливости ради надо сказать, что попытка придать сценарию глубины местами чувствуется и даже без труда прослеживается в названии, – оригинальное «No Time to Die» правильнее было бы перевести как «Нет времени умирать». На первый взгляд, с точки зрения смысла это ничего бы не изменило, однако разница есть, и весьма существенная – ведь речь идёт не о каком-то одном моменте близости к смерти, а о торжестве жизни, её побеждающей.
Дэниэл Крэйг и Ана де Армас в фильме «Не время умирать»
И всё же после просмотра чувствуется, что Фукунага не сумел скрепить все картины с Крэйгом в некое единое целое, а медлительное повествование с долгими тягучими планами, продиктованное желанием погрузить зрителя в атмосферу созданного мира, играет скорее против режиссёра. Возникает чувство, что фильм длиной в 2 часа и 40 минут будто был укорочен там, где зрителю следовало показать больше, и удлинён в местах, не имеющих особого значения. Хотя было бы нечестно сказать, что это кино откровенно неудачное, но надо признать, что и вспоминать его, вероятно, будут ровно до тех пор, пока продюсеры не определятся с тем, в каком направлении двинется франшиза, и какой актёр следующим воплотит Бонда на экране. Пока не ясно, как сложится дальнейшая судьба агента 007, но если место главного персонажа займет, например, женщина, а не мужчина, то это будет совсем другая история.