«Нет» — новое социальное высказывание Джордана Пила

В сети появился новый проект режиссёра фильмов «Прочь» и «Мы» — хоррор о нападении пришельцев. Как и в случае с предыдущими своими картинами, Джордан Пил рассказывает загадочную и оригинальную историю с сильным социальным подтекстом. Но в этот раз, как считает кинокритик Григорий Долич, ему впервые удалось соблюсти идеальное равновесие между развлекательной составляющей и смысловым наполнением.

Владелец ранчо по кличке О Джей теряет отца в странном происшествии — тот попадает под «дождь» из металлических предметов. Так О Джею и его сестре Эм достаётся в наследство участок с домом и конюшней, а также семейный бизнес — дрессировка лошадей, которых используют для съёмок в кино. Спустя полгода после случившегося брат с сестрой с трудом сводят концы с концами, пытаясь справиться с обрушившейся на них ответственностью. Вскоре им приходится вновь столкнуться с феноменом, погубившим их отца, — и разгадать его тайну.

Кеке Палмер и Дэниэл Калуя в фильме «Нет»

На первый взгляд кажется, что в «Нет» Джордан Пил ушёл от темы эксплуатации, которой были посвящены его первые фильмы. «Прочь» напрямую поднимал вопрос закоренелого расизма Америки и притеснения чернокожих, «Мы» раскрывал социальное расслоение, позволяющее богатым отбирать всё у бедных. В случае же с «Нет» перед нами предстаёт классический сюжет об НЛО в хоррор-ключе, с героями, живущими где-то в глубинке и вынужденными спасать свой маленький мир и самих себя. Это похоже на оммаж «Знакам» М. Найта Шьямалана, где была рассказана такая же камерная история о героях Мэла Гибсона и Хоакина Феникса, столкнувшихся со вторжением инопланетян на своей ферме. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что Пил остался верен себе, — просто в этот раз его высказывание на тему эксплуатации получилось более остроумным и объёмным.

Неслучайно фильм начинается со сцены из прошлого, не имеющей никакого отношения к НЛО, — нам показывают, как дрессированный шимпанзе, снимающийся на телевидении, внезапно сходит с ума и убивает семерых человек. Мальчик, чудом выживший в той бойне, вырастает и превращает этот эпизод своей жизни в кровавый аттракцион для зарабатывания денег. Главные герои выращивают лошадей для индустрии развлечений. Металлический предмет, от которого умирает их отец, — это упавшая с неба монета. И, наконец, реакция всех персонажей на появление НЛО вписывается в ту же схему — они решают, что зловещие события на ранчо станут сенсацией и обогатят их.

Брэндон Переа в фильме «Нет»

Джордан Пил вновь раскрывает свой талант сценариста, рассказывая весьма оригинальную историю, цепляющую своими персонажами и представляющую собой пёстрый жанровый микс. Здесь есть и детектив, и фантастика, и хоррор, и комедийные элементы, но главным жанром, ставящим точку в сюжете, является вестерн. С самого начала удивляет подход режиссёра к своим героям, ведь он уделяет внимание всем кроме главного — О Джея. О Джей постоянно ходит с одинаково угрюмым выражением лица и просто принимает решения, двигающие повествование вперёд. Возникает подозрение, что это плохо прописанный персонаж, но чем больше фильм становится похож на вестерн, тем очевиднее, что О Джей — это карикатура на типичного ковбоя. Суровый, хлебнувший жизни парень, который сталкивается с угрозой, должен во что бы то ни стало выйти из схватки победителем — и это всё, что нам нужно о нём знать. Разве что вместо банды головорезов ему придётся сразиться с пришельцами.

Заслуга Пила как режиссёра в том, что он построил «Нет» на идее, которая при озвучивании кажется детской выдумкой, но это не помешало ему превратить её в драматическое кино, местами пугающее и кое-где дающее пищу для размышлений. Картина производит впечатление приключенческой фантастики, и потому многие, вероятно, скажут, что она не претендует на ту многозначность и глубину, которой могли похвастаться «Прочь» и «Мы». Но в длинной череде фантастических фильмов об НЛО «Нет» однозначно займёт место одного из самых нетривиальных сюжетов на тему вторжения инопланетян. Что даёт нам очередной повод продолжать следить за творчеством Джордана Пила.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты