«Преступления будущего» — искусство, секс и смерть в одном флаконе

Впервые за более чем 20 лет Дэвид Кроненберг вновь обращается к своему любимому жанру — боди-хоррору, когда-то принёсшему ему известность. А вместе с этим выбирает для новой картины то же название, что использовал в 1969 году для своего второго полнометражного фильма. И хотя новая работа режиссёра не является ремейком, Кроненберг, как считает кинокритик Григорий Долич, явно подводит под своей фильмографией условную черту, аккумулируя в «Преступлениях будущего» всё лучшее, чего ему удалось достичь за долгую карьеру.

Буквально с первой сцены картина мгновенно цепляет своим нестандартным сценарием и вызывает то самое чувство, которое дарили старые работы мастера времён его преданности жанру — «Муха», «Видеодром», «Связанные насмерть» и так далее. Когда, с одной стороны, есть интересный сюжет, способный без труда увлечь зрителя, с другой у него есть масса подтекстов, а с третьей он облечен в упаковку одновременно привлекательного и отвратительного изображения, рождающего внутри ощущение guilty pleasure («постыдное удовольствие»).

Вигго Мортенсен в фильме «Преступления будущего»

И в принципе выражение guilty pleasure могло бы стать лучшим слоганом «Преступлений будущего». Кроненберг показывает футуристический мир, где человеческому организму более не знакомо понятие боли. Он развивается, или вернее будет сказать, непредсказуемо мутирует в нечто чужеродное, отращивая новые органы, а люди испытывают наслаждение, наблюдая за тем, как так называемые «артисты» устраивают перформансы, демонстрируя свои мутации или препарируя себя на глазах у возбуждённой публики.

Главные герои Сол Тенсер (Вигго Мортенсен) и Каприс (Леа Сейду) представляют собой тандем знаменитых деятелей нового вида искусства. Сол предоставляет своё тело в качестве объекта для «экспозиции», а его ассистентка при помощи специального прибора дистанционно лишает его новоприобретённых органов, которые герой отращивает с завидной регулярностью.

Леа Сейду, Вигго Мортенсен и Кристен Стюарт в фильме «Преступления будущего»

Ценители этого зрелища называют его новым видом секса, ищут в нём скрытые смыслы, и это на фоне, по сути, деградации человечества, в мире, где благосостоянием считается обладание инфернальным креслом, помогающим переваривать пищу, и не менее инфернальной кроватью, улучшающей качество сна. Эти и другие технологические изыски будущего явно вдохновлены картинами Ханса Гигера, а интерьеры — тускло освещенные  обшарпанные стены со сворачивающейся краской.

В таком богатом на подтексты сеттинге Кроненберг увязывает в 100-минутный фильм столько тем, что невозможно не восхититься мастерством 79-летнего режиссёра. Количество возможных коннотаций трудно определить, но сюжет при этом не выглядит как нагромождение смыслов, из которого каждый урвёт что-то своё. Это чётко структурированная история, ведущая зрителя к оглушительному финалу и по ходу не только дающая ответы практически на все поставленные автором вопросы, но и оставляющая достаточно пространства для вольных интерпретаций. Среди них одна из самых очевидных в контексте творчества автора могла бы прозвучать так: «Человеческое тело — это холст».

Вигго Мортенсен и Леа Сейду в фильме «Преступления будущего»

В «Преступлениях будущего» Кроненберг исследует философию боли, удовольствия, чувств как таковых, их сложные взаимосвязи и отношения с искусством. Условно «человеческие» темы вроде любви, красоты и смерти перекликаются с глобальными темами эволюции, экологии и жизни в максимально широком смысле — и всё это под прекрасный саундтрек Говарда Шора, одновременно футуристичный и создающий настроение, располагающее к размышлениям о тайнах мироздания.

Хотя фильм и выглядит как некое резюме карьеры Кроненберга, режиссёр уже запланировал свой следующий проект под названием «Саван», в котором главную роль исполнит Венсан Кассель. Это снова будет научно-фантастический триллер, и пока что известно лишь, что в нём будет затронута тема общения с мёртвыми. Съёмки стартуют в начале 2023 года, а пока можно насладиться «Преступлениями будущего» и порадоваться тому, что единственный и неповторимый Кроненберг из 80-х снова с нами. И он по-прежнему знает, как вызвать у зрителя сильные чувства.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты